Новости отрасли
Итоги 2022 года и прогноз на 2023 год в логистике и цепях поставок
Насколько изменилась транспортно-логистическая отрасль за год?
2022 год принес транспортно-логистической отрасли новые вызовы и испытания и стал во многом переломным. Ажиотажный спрос пандемийных лет и связанный с этим дефицит перевозочных и терминальных мощностей сменился замедлением мировой экономики, инфляцией и снижением покупательной способности в глобальном масштабе.
Многие стратегии управления цепями поставок, успешно зарекомендовавшие себя два года назад, утратили актуальность.
Ритейлеры избавляются от буферных запасов товара
В западных странах ритейлеры, затоварившие свои склады в период пандемии, теперь сокращают не только ассортимент, но и товарные запасы в целом, и объемы перевозок постепенно снижаются. Этой тенденции способствовали и постоянные локдауны в промышленных центрах Китая до конца прошлого года, в результате которых останавливалось и производство, и экспорт ряда товаров. Положительный момент здесь лишь в том, что порты и терминалы начинают справляться с потоком грузов.
Логистические цепи рвутся и вынужденно удлиняются
В связи с геополитической напряженностью из-за СВО и связанными с этим санкциями и эмбарго произошла масштабная реорганизация мировых товаропотоков. Логистическую отрасль лихорадило на протяжении нескольких месяцев, и не только в России, но и, например, в Европе, но к концу года наметились признаки адаптации. Развиваются новые схемы перевозок с использованием транспортных ресурсов Турции, кавказских и центральноазиатских государств, МТК «Север-Юг», Северного морского пути.
Фактически основные «узкие места» сейчас сосредоточены вдоль российско-китайской границы, где инфраструктура не справляется с возросшими объемами перевозок, и ситуация с заторами до сих пор острая, несмотря на открытие нового моста через Амур, модернизацию пункта пропуска Забайкальск-Маньчжурия и возобновление работы пункта пропуска Покровка-Жаохэ в зимнее время.
Год назад аналитики предсказывали, что выхода из логистического кризиса можно ждать лишь в середине 2024 года, тем не менее, будем надеяться, что некоторые его проявления нивелируются уже в этом году.
Ставки на перевозки снижаются после пикового роста
Во-первых, продолжится тенденция на нормализацию ставок на перевозки – это можно наблюдать на примере снижения стоимости перевозок контейнеров и падения мировых цен на топливо в конце 2022 года.
Объемы перевозок продолжат падение. Отмена политики нулевой терпимости к ковиду в Китае уже привела к всплеску заболеваемости и, как результат, к очередному спаду в промышленности и логистике.
Собственная транспортная логистика становится менее привлекательной
Крупные международные компании, которые в период дефицита перевозочных мощностей самостоятельно фрахтовали суда, будут постепенно отказываться от этой практики. Так, крупнейший американский ритейлер клубного типа Costco, в разгар пандемии использовавший 7 чартерных судов для перевозок продукции, уже объявил о сокращении этой практики.
Численность персонала оптимизируется на фоне роботизации
Предыдущие годы характеризовались острым кадровым голодом в сфере транспорта и логистики из-за ажиотажного спроса на перевозки на фоне пандемии. Работникам повышали зарплату, создавали более привлекательные условия труда, чем в «мирное время», многие компании в это время наняли большое количество дополнительной рабочей силы, чтобы справиться с обработкой возросшего товаропотока.
В течение 2022 года ситуация поменялась. Рост инфляции вызвал волну забастовок работников сферы транспорта и логистики во всем мире – от лондонских почтальонов до американских докеров, причем участники многих акций так и не достигли своих целей. Теперь из-за спада перевозок они оказываются в более слабой позиции. В начале года о масштабных сокращениях персонала уже объявили мировой гигант электронной коммерции Amazon и транснациональная логичстическая корпорация Flexport. При этом Amazon сократит 18 000 человек, что на 80% больше изначально планируемой цифры, но составит лишь 1,2% всего персонала компании, а Flexport избавится от 20% персонала по всему миру.
При этом не стоит забывать о том, что последние годы оказались прорывными в сфере робототехники, и в частности – в направлении логистических операций. За последнее время были сообщения о внедрении роботов на складах, в портах, железнодорожных терминалах, на последней мили доставки и даже о новой, более доступной модели автоматизации – временной аренде роботов. По всей видимости, рабочие места неквалифицированного персонала крупных корпораций в сфере логистики в ближайшие годы окажутся под угрозой.
Будем внимательно следить за этими и новыми тенденциями в логистике и цепях поставок на протяжении всего 2023 года, чтобы сравнить прогноз с реальностью.