Новости отрасли
Будущее глобальных цепей поставок: сколько продлится кризис?
Прогноз от экспертов: напряженность на транспортном рынке сохранится еще два года.
В 2021 году напряжение в транспортном секторе не спадало. На смену одним затруднениям и «узким местам» сразу же приходили другие.
Страны столкнулись с дефицитом товаров, комплектующих и материалов: в Великобритании отмечались перебои с поставками алкоголя, в Канаде не хватало кленового сиропа, в Новой Зеландии – коричневого сахара. В Австралии из-за прекращения поставок из Китая остро встал дефицит карбамида – сельскохозяйственного удобрения и одновременно реагента, используемого в дизельных двигателях для снижения вредности выхлопных газов, из-за этого появилась угроза остановки большей части грузового парка всего континента.
Политика нулевой толерантности к COVID-19 в Китае послужила причиной недавнего закрытия на карантин крупнейшего порта мира Нинбо, что дополнительно удлинило сроки поставок.
Нехватка рабочей силы, вызванная пандемией, особенно остро ощущается в крупных международных портах США на западном побережье, где ожидание разгрузки судов доходит до месяца, пишет The Guardian со ссылкой на представителя Maersk. По его словам, обычно компания быстро справляется с сезонными колебаниями спроса на перевозки, но сейчас цепи поставок и так чересчур растянуты по сравнению с нормальным состоянием, а новогодние каникулы и грядущий китайский новый год не просто добавят, а преумножат проблемы с поставками. «Мы не видим признаков заметного улучшения ситуации в обозримом будущем, т.е. в 2022 году… Весьма вероятно, кризис продлится и далее, а для Северной Америки – и того дольше».
«Мы не видим признаков заметного улучшения ситуации в обозримом будущем,» – Maersk
Филикстоу, крупнейший контейнерный порт Великобритании, настолько затарен контейнерами, что прекратил прием порожних боксов со складов назначения после выгрузки – их переадресовывают в другие порты. Роберт Кин из Британской международной грузовой ассоциации (BIFA) объясняет это нехваткой водителей грузовиков и неспособностью наземной портовой инфраструктуры синхронизировать работу с морскими перевозчиками, поставляющими все новые партии грузов. При этом коронавирус является «сохраняющейся проблемой», отмечает он.
Но не только дефицит рабочей силы создает напряженность в портах. Порядка 80% контейнеров в Азию отправляется порожняком из-за дисбаланса мировой торговли и повышенного спроса на товары, который в свое время стал неожиданностью для аналитиков: в начале пандемии эксперты ожидали снижения покупательской активности. Тем не менее, ажиотажный спрос быстро исчерпал имеющиеся резервы транспортных мощностей на мировом рынке, а новые не подоспеют раньше 2023 года.
Как известно, морем перевозится около 90% всех мировых грузов, поэтому задержки морских перевозок и взвинченные ставки оказывают серьезное влияние на мировую экономику и раздувают инфляцию.
Флавио Макау, доцент австралийского университета Эдит Коуэн, специализирующийся в области цепей поставок, утверждает, что их перенастройка может занять годы и сравнивает текущее состояние мировой экономики с гипертонической болезнью – «повышенным кровяным давлением» – в сочетании с аритмией. Даже если за пределами Китая локдауны прекратятся, определенные ограничения на передвижение людей, в том числе персонала с необходимой квалификацией, все же сохранятся. «Все вернется в «норму» не ранее середины 2024 года», – полагает он.
«Все вернется в «норму» не ранее середины 2024 года», – Флавио Макау, университет Эдит Коуэн
С этим прогнозом согласен и Рой Камминс, бывший исполнительный директор порта Брисбейн в Австралии. По его словам, некоторая положительная динамика уже наблюдается, но дисбаланс международных морских перевозочных мощностей будет сохраняться в течение двух лет.
Тем не менее, повсеместный вынужденный переход от модели поставок «точно-в-срок» к накоплению товарных запасов определяет дополнительную нагрузку на транспортно-логистические системы, и это не пройдет бесследно для международных цепей поставок. Автор книг и эксперт по международному торговому праву Деннис Анковик полагает, что возврата к доковидной «норме» в постпандемийном мире уже не произойдет. Механизмы мировой экономики и торговли изменились, и цепи поставок будут адаптироваться к новой реальности.