Новости отрасли

Что нового? Апрель 2022

29.04.2022
Изображение Глобус восточное полушарие

Транспортные маршруты переориентируются на юг и восток; въезд фур из РФ и РБ в Европу запрещен; транспортный бизнес поддержат в условиях санкций; России грозит дефицит контейнеров.

Транспортные маршруты переориентируются на юг и восток

Ряд международных транспортно-логистических компаний, в частности, контейнерные линии из «недружественных» стран, прекратили работу с грузами, имеющими отношение к России. По словам генерального директора группы «Дело» Дмитрия Панькова, из двадцати основных международных контейнерных линий от работы на российском рынке отказались четырнадцать, которые совокупно контролировали порядка 70-80% грузооборота.

Больше всего от этой ситуации пострадали перевозки в северо-западном бассейне: там осталось два крупных морских перевозчика – китайская COSCO и Unifeeder. По данным сервиса о цепях поставок Project44, грузопоток вблизи российских портов сократился примерно на 30%.

Транспортно-логистическая отрасль России вынуждена искать альтернативные схемы поставок. Так, по словам генерального директора ООО «Твой Терминал» Виталия Башко, для ввоза импорта из Европы используются маршруты через Сербию и Турцию.

Другая массовая тенденция – переориентация маршрутов на восточные и южные направления. Растет значение международного транспортного коридора «Север-Юг».  На востоке интенсифицируется сообщение с Китаем, в том числе задействуется новая инфраструктура, например, трансграничный железнодорожный мост через реку Амур в Китай Нижнеленинское — Тунцзян, который должны запустить в эксплуатацию в течение месяца. Для ускорения прохождения грузов пункты пропуска оснащаются лабораториями Россельхознадзора, а в Забайкальске создан первый в России железнодорожный стационарный инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК), в котором контроль грузов проходит без вскрытия контейнеров и остановки состава.

Помимо этого, на восточном полигоне планируется налаживание транзитных перевозок из Монголии – страна планирует использовать российские порты Приморья для торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Также планируется наладить морское сообщение Приморья с вьетнамскими портами Хайфон и Хошимин – Вьетнам заявил о заинтересованности в прямом сообщении с Россией и увеличении объема товарооборота: в 2021 году торговый оборот между Приморским краем и Вьетнамом увеличился к уровню 2020-го на треть и достиг $88 млн.

Въезд фур из РФ и РБ в Европу запрещен

В рамках пятого санкционного пакета страны Евросоюза запретили автомобильные грузоперевозки по своей территории грузовикам, зарегистрированным в РФ и РБ. Исключение составляет транспортировка фармацевтической, медицинской, пищевой и сельскохозяйственной продукции, включая пшеницу, а также доставка энергоносителей, цветных металлов и удобрений.

В ответ Белоруссия ввела зеркальные ограничения для европейских автоперевозчиков, Россия же пока не приняла подобного решения, но планирует ввести мониторинг поставок грузов из ЕС.

Против зеркального ответа России выступили представители крупного российского бизнеса. По словам предпринимателей, запрет на въезд фур из Евросоюза нарушит важные поставки оборудования, включая европейские станки, конвейеры, расходные материалы и запчасти, а также импортных поставок ингредиентов и сырья для предприятий пищевой промышленности.

Тем временем, по словам участников рынка грузоперевозок, сложившаяся ситуация благоприятствует перевозчикам с европейскими номерными знаками, которые резко повысили ставки на автомобильные грузоперевозки из Европы в Россию и Белоруссию, в то время как российские и белорусские грузоперевозчики теряют значительную долю рынка.

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) предлагает ввести против перевозчиков из Евросоюза такие же меры, которые уже приняты в Беларуси: допускать автомобили из ЕС только в приграничную зону и ввести схему перецепок и перегрузок товаров с транспортных средств перевозчиков стран ЕС на транспортные средства российских транспортных компаний на приграничных российских терминалах.

Транспортный бизнес поддержат в условиях санкций

Отменен трансграничный весогабаритный контроль для фур с продуктами и товарами первой необходимости. Мера будет действовать до 1 сентября 2022 года и законодательно закреплена наряду с другими мерами поддержки бизнеса в сфере транспорта в условиях внешнего санкционного давления. Это позволит ускорить прохождение пограничных пунктов пропуска.

Закон носит рамочный характер, то есть создает возможности для введения необходимых мер поддержки различных видов транспорта. В нем также допускается введение в эксплуатацию в ускоренном порядке пунктов пропуска через государственную границу, что позволит быстро наладить новые транспортно-логистические коридоры.

Кроме того, снимаются ограничения, связанные с использованием для внутренних перевозок иностранных контейнеров, временно ввезенных в Россию. Тем самым допускается их многократное использование для перевозок внутри страны.

России грозит дефицит контейнеров

В результате ухода с российского транспортного рынка ряда зарубежных морских линий, в стране ожидается дефицит контейнеров: оборот трех крупнейших перевозчиков из «недружественных стран» достигал 50-60% контейнерного парка, обслуживающего Россию. По прогнозам «РЖД Бизнес Актив», дисбаланс в экспорте и импорте контейнеров может вырасти к маю-июню 2022 года.

Сейчас в стране выпускают около 6-12 тысяч TEU в год, что покрывает около 1% от потребности рынка. На государственном уровне проблему признают и ищут способы избежать «деконтейнеризации». По словам первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, помочь в этом могут регуляторные механизмы и стимулирование отечественных производителей.

Так, в «РМ Рейл Абаканвагонмаш», крупнейшем российском производителе контейнеров, заявили о готовности увеличить мощности до 50 000 TEU за 1,5-2 года при наличии господдержки и гарантированного спроса.

В Челябинской области на территории ТЛК «Южноуральский» организуется новое предприятие по выпуску контейнеров с объемом производства на уровне в 12-15 тысяч единиц в год.

В Бурятии рассматривается возможность наладить производство грузовых контейнеров на Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе.

Тем временем, некоторые игроки видят в этой ситуации возможность обновить свой парк и активно выкупают оставленное в РФ оборудование зарубежных перевозчиков.

Также на первых порах смягчит нехватку оборудования его закупка в КНР и сотрудничество с китайскими контейнерными перевозчиками, выходящими на российский рынок.

Напомним, что Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) временно обнулила ввозную таможенную пошлину на контейнеры, приобретаемые за границей российскими компаниями. Ранее размер пошлины составлял 10% от стоимости оборудования.