Новости отрасли

Что нового? Июль 2025

31.07.2025
Изображение Контейнерный двор

Китайские тягачи попали под ограничения в России; автопроизводители переходят на 4-дневную рабочую неделю; Подмосковье ужесточило правила для контейнерных площадок; Андрей Никитин назначен новым министром транспорта РФ; Якутия внедряет инновационную доставку дронами; Владимирский завод сертифицировал двигатели для электропоездов «Финист»; Логистический кризис на Южном направлении: перевозчики ищут альтернативы.

Китайские тягачи попали под ограничения в России

Росстандарт аннулировал ПТС 3606 новых седельных тягачей Dongfeng GX из-за несоответствия сертифицированным образцам. Основная претензия — интерфейс бортовых систем работает не на русском языке. Для разрешения эксплуатации владельцам предписано обновить ПО. Подержанные Dongfeng ограничения не затронули.

По прогнозам экспертов, продажи возобновятся через год, когда производитель подготовит новые документы.

Ранее аналогичные проблемы коснулись Shacman и Foton. По данным «Автостата», продажи Dongfeng за первое полугодие 2025 года упали на 66,7% (984 шт. против 2952 в 2024-м). Доля марки на рынке — 6,2%. 

Автопроизводители переходят на 4-дневную рабочую неделю

С 1 августа КАМАЗ и ГАЗ вводят сокращенный график для подразделений с неполной загрузкой. Причина — резкое падение спроса: рынок грузовиков упал на 60%, продажи КАМАЗа — на 30%. В компании винят высокую ставку ЦБ (20%) и переизбыток импортной техники (30 тыс. нераспроданных грузовиков). 

ГАЗ фиксирует спад на 40% в сегменте среднетоннажных грузовиков и на 60% — в автобусах. Сокращенная неделя позволит сохранить кадры и адаптировать производство. Соцгарантии останутся, а при улучшении ситуации компании вернут 5-дневку. 

АвтоВАЗ также рассматривает переход на 4-дневку с сентября. Рынок новых легких коммерческих автомобилей за первое полугодие 2025 года просел на 21% (37,4 тыс. шт. против 47,3 тыс. в 2024-м). 

Подмосковье ужесточило правила для контейнерных площадок

С 7 июля в Московской области действуют новые требования к размещению грузовых контейнеров. Теперь их можно размещать только на специализированных складских площадках с разрешенным использованием «Складские площадки», подключенных к ж/д станциям и дорогам регионального значения.

Обязательными стали: твердое покрытие, ливневая канализация, противопожарная защита, КПП с фото- и видеофиксацией (данные хранятся 30+ дней), погрузочно-разгрузочное оборудование, а также инспекционно-досмотровые комплексы для сканирования контейнеров. Операторы должны иметь код ОКВЭД 52 и договоры на вывоз ТКО.

Нарушения приравниваются к невыполнению режима повышенной готовности и грозят штрафами и судом.

Андрей Никитин назначен новым министром транспорта РФ 

8 июля указом президента РФ министром транспорта назначен Андрей Никитин, ранее занимавший должность заместителя главы ведомства. Его кандидатура была единогласно утверждена Госдумой накануне. 

Никитин пришел в Минтранс в феврале 2025 года, курируя вопросы цифровизации отрасли. До этого с 2017 года он возглавлял Новгородскую область, где получил опыт реализации крупных инфраструктурных проектов. 

Назначение последовало после отставки предыдущего министра Романа Старовойта, который возглавлял ведомство с мая 2024 года. В тот же день стало известно о трагической гибели экс-министра в Подмосковье. 

Якутия внедряет инновационную доставку дронами

Республика Саха запустила пилотный проект по доставке грузов дронами между Якутском и Нижним Бестяхом. Беспилотники модели «Муравей-24» могут перевозить посылки до 10 кг на расстояние 12 км со скоростью 60 км/ч.

Проект реализован местными компаниями при поддержке Технопарка «Якутия» и Фонда развития инноваций. Полеты осуществляются в автоматическом режиме по заданному маршруту с возможностью ручного управления операторами.

Владимирский завод сертифицировал двигатели для электропоездов «Финист»

Владимирский электромоторный завод («Русэлпром») получил пятилетний сертификат на производство тяговых двигателей ТАДЭП315-6У1 для электропоездов ЭС105 «Финист».

Новые двигатели имеют трехкомпонентный корпус для удобства обслуживания, обладают улучшенной энергоэффективностью, оснащены модернизированной системой охлаждения и новой системой изоляции.

Завод стал третьим поставщиком комплектующих для «Уральских локомотивов» наряду с ПТФК «ЗТЭО» и заводом «Русские электрические двигатели».

Логистический кризис на Южном направлении: перевозчики ищут альтернативы

На фоне обострения отношений между Москвой и Баку российские транспортные компании начали пересматривать маршруты грузоперевозок. Хотя азербайджанский коридор остается самым экономичным (60% грузопотока), 20% перевозчиков уже тестируют альтернативы через Казахстан, что привело к 15%-ному росту очередей на казахстанских МАПП.

Параллельно Грузия с 1 июля полностью перешла на европейскую систему таможенного контроля NCTS, что вызвало многокилометровые пробки на КПП «Верхний Ларс». Перевозчики отмечают усиленный досмотр грузов, особенно чувствительных товаров.

В качестве альтернатив рассматриваются:

  • Транскаспийский маршрут через Казахстан и Туркменистан (+10-15% к срокам доставки)
  • Морские перевозки через Астрахань в Иран
  • Железнодорожный транзит по восточной ветке МТК «Север-Юг» (перевозки выросли на 63%).

Эксперты предупреждают, что смена маршрутов неизбежно приведет к росту логистических издержек и тарифов на перевозки.