Новости отрасли

Кому повезет больше

20.09.2019
Изображение Кому повезет больше

Чей транспортно-логистический сектор выиграет от торговой войны США и Китая?

Американо-китайские внешнеторговые санкции ведут к переформатированию цепей поставок не только между двумя противостоящими странами, но и по всему миру. Аналитики уже сделали прогнозы негативных последствий торговой войны для участников, и о влиянии санкционного противостояния на транспортно-логистический сектор КНР и США мы рассказывали в одном из предыдущих материалов.

При этом некоторые страны не только не пострадали, но и получают определенную выгоду от сложившейся ситуации. Так кто же станет победителем в этой войне?

Азиатские соседи КНР

Мы уже писали о Вьетнаме – он оказался в выигрыше по многим показателям. Транснациональные компании пытаются частично переместить туда свои производства, торговцы – найти альтернативные источники китайских товаров, «серые» предприниматели – использовать территорию страны в полулегальных схемах перемаркировки китайской санкционной продукции. В результате ВВП  Вьетнама вырос на рекордные 7,9%, а страна встроилась в мировые логистические цепи поставок.

Не столь высокий, но заметный прирост международных поставок наблюдается в Гонконге, Сингапуре, Южной Корее, Малайзии. В частности, Южная Корея нарастила поставки электроприборов, Малайзия – экспорт электронных запчастей и полупроводниковых устройств.

Санкционная война может сыграть на руку и Индии: по мнению экспертов, в части диверсификации товарных потоков страна может стать альтернативным источником продукции фармацевтики, химической промышленности и машиностроения, а также нарастить экспортные поставки текстиля, обуви и электроники. По оценке Конференции ООН по торговле и развитию, индийская экономика может извлечь из текущей ситуации выгоду на 11 млрд долларов США, и часть ее получит транспортно-логистическая отрасль.

Обе Америки

Одновременно с этим, выгоду от введения в КНР пошлин на американские товары получают страны американского континента.

Чили, Аргентина, Бразилия нарастили экспорт в Китай санкционной сельскохозяйственной продукции, в частности, соевых бобов. Бразилия помимо соевых бобов продает в Китай зерновые культуры. Рост ВВП Чили обусловлен также оживлением поставок в КНР медной руды. Мексика увеличила поставки в Китай моторных транспортных средств.

Кроме того, территория Канады и Мексики – по аналогии с Вьетнамом и Малайзией в Азии – используется для экспортных схем санкционных товаров с целью ухода от тарифов.

Европа

Большинство экспертов сходятся в том, что торговая война США и Китая негативно скажется на экономике Европы. Однако результаты активности в европейских портах пока говорят об обратном: согласно последнему отчету Global Port Tracker в 2019 году прогнозируется рост импортного контейнерного потока в Европу на уровне 3,1% (на 2,6% в Северной Европе и 3,9% в Черноморском регионе). Экспорт увеличится по результатам года на 1,5% (2% через североевропейские порты и 0,8 через средиземноморские и черноморские порты).

По данным ISL, контейнерный трафик североевропейских портов вырос во втором квартале 2019 года на 5,3% по сравнению с прошлым годом – это максимальный рост за последние 2 года и превышает рост контейнерооборота в Китае и США. Аналитики ISL предполагают, что Европа может еще нарастить экспортные поставки продукции, которая окажется более конкурентоспособной в условиях повышения тарифов на американские и китайские товары.

Что касается России, то введение американо-китайских санкций может послужить стимулом для увеличения поставок в КНР дальневосточных соевых бобов и свинины, а также повышения роли трансроссийских транзитных коридоров для обеспечения перевозок товаров из Китая в европейский регион.

Австралия

Австралия, возможно, будет единственной страной, которую не затронет торговая война США и Китая ни в положительном, ни в отрицательном ключе: по оценкам экспертов, повлиять ситуация сможет лишь на 0,07% ВВП Австралии в ближайшие 2 года. Возможно незначительное увеличение поставок металлургического сырья и удешевление импорта излишков китайских товаров. Однако выгоды для транспортно-логистического комплекса Австралии почти полностью компенсируются общемировой экономической рецессией, неизбежной в результате санкционной войны.