Новости отрасли
И пришёл автопилот
Корпорация Boeing инвестирует в разработку беспилотных самолетов.
Автоматизация транспорта идет сразу во всех направлениях – на земле, в небесах и на море, и крупнейшие транспортные корпорации придают ей дополнительное ускорение.
Полтора года назад Boeing создал отдельное подразделение Horizon X для инвестирования в новые технологии. За это время подразделение инвестировало в Upskill, компанию-разработчика программного обеспечения для носимых устройств дополненной реальности, и Zunum Aero, разработчика гибридных электрореактивных самолетов, способных снизить стоимость перевозки на 80%.
Теперь Horizon X объявило об участии в проекте, который может значительно приблизить эру беспилотных самолетов. Инвестиционную поддержку получила Near Earth Autonomy, частная компания, созданная на базе Института робототехники Университета Карнеги–Меллона, разрабатывающая технологии для систем управления полетами, в частности, трехмерные карты, системы обнаружения препятствий и предотвращения столкновений. В сотрудничестве с подразделением Boeing компания надеется разработать инновационные продукты и приложения для беспилотной навигации.
Как известно, автоматизированное управление уже широко применяется в современной авиации. Системы автоматического управления стабилизируют воздушное судно на маршруте и в пространстве при минимальном вмешательстве пилота. Для анализа полета используются данные навигационных приборов бортовых и наземных датчиков. Применяются и траекторные системы, которые с точностью проводят заход на посадку без каких-либо действий пилотов. Тем не менее, экипаж постоянно контролирует все параметры и является гарантом безопасности в воздухе.
«Беспилотный полет невозможен», – Поль Куррус
Президент швейцарской отраслевой организации Aerosuisse Поль Куррус, сам в прошлом пилот, заявил в эфире швейцарской радиостанции RTS, что беспилотный полет невозможен. «Системы самолета очень сложны, – пояснил он, – и только человек способен решить проблемы, возникновение которых нельзя спрогнозировать. Беспилотные самолеты – всего лишь мечта нескольких инженеров».
Скептически настроен и Стив Лэнделлз, специалист в области безопасности полетов Ассоциации пилотов Британских Авиалиний (Balpa). «Пилотам постоянно приходится вмешиваться в работу систем автоматизации, когда автоматика дает сбои», – заметил он в интервью BBC.
Как выяснилось, эту позицию разделяет большинство пассажиров. В ходе исследования, проведенного швейцарским банком UBS, 54% респондентов признались, что не готовы летать без пилота независимо от величины скидки.
Самыми отчаянными оказались пассажиры от 25 до 34 лет, среди них желающих опробовать беспилотные технологии 31%, и это даже больше, чем среди более молодой аудитории: в возрастной категории от 18 до 24 лет набралось 27% смельчаков. В среднем показатель сторонников беспилотной авиации составил 17%.
Беспилотные воздушные суда сэкономят 35 млрд. долларов США в год – UBS
И все же идея отказа от летного персонала занимает умы не только «нескольких инженеров»: на карту поставлены деньги. В UBS подсчитали, что беспилотные воздушные суда в перспективе помогут авиакомпаниям экономить миллиарды долларов в год: 31 миллиард долларов США на заработной плате пилотов, 3 миллиарда долларов США на программах обучения летного состава. Ещё 1 миллиард долларов США удастся сэкономить на стоимости авиационного топлива, поскольку предполагается, что полностью автоматизированные воздушные суда будут более эффективными и экономичными. Это позволит снизить стоимость авиаперевозок – самого дорогого вида транспорта. Положительным моментом для корпораций будет и снижение кадровых рисков, связанных с оттоком либо нехваткой квалифицированных кадров, забастовками и выдвижением требований профсоюзов.
Что касается проблемы безопасности полетов, то статистика, приведенная UBS, показывает, что причиной 70-80% аварийных ситуаций является ошибка персонала, из которых с усталостью экипажа связано примерно 15-20% происшествий.
Соответственно, главная цель разработчиков новой технологии – «обучить» автоматизированную систему управления адекватно реагировать на внезапно возникающие нештатные и аварийные ситуации, справляться с отказами авионики.
В случае успеха, наиболее вероятно, что первой сферой применения беспилотных воздушных средств станут грузовые авиационные перевозки. По мнению экспертов, сроки реализации этой программы составят не менее пяти лет. Следом за грузовыми самолетами беспилотными системами могут быть оснащены авиатакси и средства частной авиации. Регулярные пассажирские перевозки будут последними в списке.