Новости отрасли
Три стороны одной логистики
Когда наступит светлое будущее 3pl-провайдеров?
Согласно данным ежегодного отчета консалтинговой компании в области цепей поставок Armstrong&Associates, объем мирового рынка 3pl-логистики в 2016 году достиг показателя 802 млрд. долларов США и продолжает расти. Консультанты оптимистичны в своих прогнозах: к 2022 году эта цифра перешагнет психологический порог и составит 1,1 трлн. долларов США.
Предполагается, что уже в следующем году рынок 3pl полностью восстановится после падения 2015 года.
В качестве основных драйверов роста мирового 3pl-рынка эксперты называют бурное развитие электронной торговли и дальнейшее повышение спроса на аутсорсинг логистических услуг. При этом самым быстрорастущим сегментом в общей выручке 3pl по всему миру признается именно e-commerce. Её ежегодный прирост прогнозируется на уровне 15,1% в сравнении со средним по отрасли в 6,0%.
Азиатско-Тихоокеанский регион является лидером роста и крупнейшим мировым логистическим рынком: на него в 2016 году пришлось 39% общемирового объема логистических затрат и 38% выручки от 3pl-услуг.
В России же формирование рынка 3pl-услуг идет с опозданием. Несмотря на огромную территорию, в стране недостаточно развита транспортная и складская инфраструктура, и это один из сдерживающих факторов роста логистического рынка. По состоянию на 2015 год доля России на мировом рынке 3pl составляла не более 2,5%. К сожалению, сегодня эта цифра ничуть не увеличилась, а скорее уменьшилась, что в первую очередь связано с резкими колебаниями курса национальной валюты: при такой конъюнктуре «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» – Льюис Кэрролл
По наблюдениям директора департамента логистических услуг ОТК «ЮниТранс» Артёма Королёва, российский логистический рынок хаотичен и сильно зависит от внешних факторов. Стремительный взлет, который мы пережили 10-15 лет назад, давно закончился. Нынешний незначительный рост связан в большей мере с повышением тарифов, нежели с приростом грузовой базы либо увеличением спроса на услуги 3pl-провайдеров.
Конкуренция обостряется, происходит консолидация либо банкротство многих игроков рынка, и наиболее актуальной стратегией становится внедрение современных логистических технологий, способных помочь оптимизации бизнес-процессов и снижению затрат.
Наиболее актуальной стратегией становится внедрение современных логистических технологий, способных помочь оптимизации бизнес-процессов и снижению затрат
Например, в условиях усложнения цепей поставок, изменения структуры и географии международных грузоперевозок, решения по маршрутизации на базе анализа больших данных могут значительно облегчить задачи логиста.
«Мы поддерживаем этот тренд, - отмечает А.Королёв. – Сейчас важно иметь возможность быстро проработать различные варианты перевозки грузов и сценарии по сокращению издержек, связанных с их перемещением. Новые ИТ-разработки очень помогают решать такие задачи, и клиенту оперативно представляется кейс по оптимальному маршруту и виду привлекаемого транспорта».
В конечном итоге цель 3pl-провайдера состоит в повышении эффективности бизнеса, «третьей стороной» которого он выступает, и эта цель на 100% совпадает с желаниями клиента. Это и является основной точкой роста отрасли и определяет дальнейшую перспективу развития 3pl-услуг как в России, так и в мире.