Новости отрасли
Китайский электромобильный «бум» в Латинской Америке
Ушедших западных автопроизводителей заменяют «китайцы».
Крупные китайские производители электромобилей заполняют пробелы в латиноамериканских автомобильных цепях поставок, образовавшиеся после ухода западных автопроизводителей.
В прошлом году гигант электромобильного производства BYD купил закрытый завод Ford в Бразилии и делает его своим латиноамериканским хабом.
Great Wall Motor берет под свой контроль завод, оставленный Mercedes-Benz, что, по словам руководителя китайского производителя, является частью «смены парадигмы» производства в регионе.
Страны Латинской Америки и Карибского бассейна — регион с населением 650 миллионов человек. Здесь же сосредоточено не менее 60% мировых запасов лития, необходимого для производства автомобильных аккумуляторов.
Ведущие китайские компании по добыче лития, такие как Ganfeng и Tianqi, охотно инвестируют в Латинскую Америку. Активы Китая в Аргентине в основном были приобретены путем поглощения иностранных горнодобывающих компаний, которые уже получили концессии на добычу лития. Со временем Китай увеличил свою долю в этих месторождениях, так что сейчас он является единственным оператором нескольких рудников. В Боливии и Чили прогресс Китая был медленнее, поскольку обе страны планируют ввести госрегулирование добычи лития.
Как пишет WSJ, китайские производители электромобилей и гибридов, втесненные из США и Европы, наводняют Латинскую Америку недорогими автомобилями и создают рабочие места в сфере производства, а заодно перестраивают глобальные цепи поставок критически важного сырья.
Несмотря на протекционистские меры на Севере, общий экспорт недорогих китайских электромобилей вырос на 102% в годовом исчислении с 2021 по 2022 год, а китайские компании экспортировали почти 630 000 полностью электрических автомобилей в 2022 году. В 2022 году на Латинскую Америку приходилось 6,7% от общего объема китайского экспорта электромобилей, а в 2023 году стоимость продаж Китая в регион более чем удвоилась, достигнув 2,7 миллиарда долларов США.
В Латинской Америке китайские компании придерживаются поэтапного подхода к торговле и инвестициям. В случае с электромобилями китайский производитель BYD сначала стремился зарекомендовать себя как надежный партнер в сфере продаж коммерческих автомобилей, включая электробусы. После этого BYD начал продавать электромобили, а впоследствии приступил к локализации производства, исследований и разработок.
Бразилия – одна из немногих латиноамериканских стран, где китайские производители, такие как BYD и Great Wall, создали локальные центры исследований и разработок, производства и продаж. Еще в 2014 году BYD сосредоточился на экспорте электробусов и коммерческих автомобилей в Кампинас. Позже компания создала в Кампинасе производство аккумуляторов и фотоэлектрических элементов, а также научно-исследовательский центр, специализирующийся на умных сетях электроснабжения, светодиодных технологиях и солнечных панелях. В 2019 году компания объявила о своем намерении построить аккумуляторный завод стоимостью 2,7 миллиона долларов США в Манаусе. Сейчас BYD расширил свои масштабы до производства электромобилей для потребителей, построив завод по производству электромобилей и аккумуляторов в Баии стоимостью 611 миллионов долларов США.
В Мексике деятельность китайских компаний развивалась постепенно, хотя за последние два года поставщики хлынули на мексиканские производственные центры. Быстрый рост производства китайских деталей и автомобилей в Мексике вызвал опасения в США в связи с открывающимися возможностями для обхода американских тарифов. Но, как и в Бразилии, и в соответствии со своей стратегией «сначала бизнес, потом потребители», BYD также заинтересован в производстве электромобилей в Мексике для мексиканского рынка.
В любом случае, латиноамериканский регион в перспективе может стать ключевым рынком для китайских электромобилей и других высокотехнологичных экспортных товаров, которые сталкиваются с растущими препятствиями в США и ЕС.