Новости отрасли
Морские перевозки в новых геополитических обстоятельствах: война в Израиле
Как военные действия на Ближнем Востоке повлияют на рынок международных перевозок.
История знает множество примеров, как гуманитарные катастрофы оборачивались «золотой жилой» для корпораций, отраслей промышленности и целых государств.
Вооруженные конфликты раздувают оборонные бюджеты, эпидемии приносят сверхприбыль фармацевтическим компаниям, стихийные бедствия стимулируют строительство. А судовладельцы, похоже, выигрывают в любой непонятной ситуации. Так, контейнерные линии преумножили свои состояния во время ковида. Ставки на танкерные перевозки резко подскочили с началом СВО. Теперь новостное агентство транспортной тематики FreightWaves опубликовало прогнозы и комментарии участников рынка международных морских перевозок в связи с новым витком арабо-израильского конфликта и возможностью его развития в конфликт региональный.
По мнению экспертов, последствия для разных сегментов морских перевозок будут различаться. В наименьшей степени будут затронуты контейнерные перевозки и транспортировка насыпных грузов, в то время как танкерные перевозки нефти и нефтепродуктов, сжиженного природного и углеводородных газов, по всей видимости, ожидает подорожание.
Непосредственно через Израиль проходит весьма небольшой объем контейнерных перевозок: по данным исследовательского агентства Linerlytica, на Израильские главные порты Ашдод и Хайфа приходится лишь 0,4% мирового контейнеропотока, поэтому возможные сбои в их работе вряд ли окажут существенное влияние на контейнерные поставки на Ближнем Востоке. Тем не менее, морской перевозчик Zim, базирующийся в Хайфе, предупредил клиентов о возможных перебоях в работе и ввел надбавку за военный риск.
Если конфликт разрастется за пределы Израиля, в зону риска могут войти два важнейших «узких места» международных перевозок – Суэцкий канал и Ормузский пролив.
Суэц при необходимости можно обойти длинным путем вокруг побережья Африки, как это происходило во время конфликтов с участием Израиля в 1956 и 1967-1975 годах, а также во время блокады канала из-за аварийных ситуаций. Разумеется, это вызовет увеличение такого показателя спроса на перевозки как тонно-миля и снижение доступного предложения судов. В результате может наблюдаться определенное удорожание коммерческих перевозок.
В отличие от Суэцкого, Ормузский пролив фактически безальтернативен для стран Персидского залива: через него осуществляется основной объем экспорта энергоносителей из региона. В случае его перекрытия эти объемы окажутся невосполнимыми на мировом рынке, тогда параметр тонно-миля снизится за счет снижения предложения (тонн), которые не будут компенсированы удлинением маршрутов (миль).
Еще один вариант развития событий, который может оказать влияние на рынок танкерных перевозок – возможное наложение со стороны США санкций на иранский нефтяной экспорт на основании обвинений Ирана в связях с ХАМАС. Это сыграет на руку Саудовской Аравии, которая сможет нарастить экспорт по более высоким ценам. Спотовые цены на фрахт нефтяных танкеров, не связанных с иранской стороной, соответственно, также пойдут вверх, считают в судовой брокерской компании BRS.
По словам президента Scorpio Tankers Роберта Багби, конфликт в этом регионе еще больше подстегнет ставки на танкерные перевозки, и по мнению участников рынка, параллельно с нефтяными повысятся и стоимость транспортировки СПГ и СУГ.
Геополитическая ситуация продолжает взвинчивать цены на нефть и производные. Исторически высокая цена на нефть благоприятна для танкерного бизнеса – до того момента, как зашкаливающие цены начинают обрушивать спрос, отмечает Тед Янг из Dorian LPG, крупного судовладельца танкеров для перевозки СУГ.
Спотовые цены на продуктовые танкеры итак уже выше нормы для этого времени года, в то время как запасы энергоносителей невелики – примерно на уровне прошлого года. А в этом году зима может оказаться не такой мягкой, – выражает свои опасения Р.Багби. При этом потребление углеводородов в мире растет, и может создаться дефицит.
Кроме того, прогрессирует тренд на диверсификацию поставок энергоносителей. К вопросу энергоснабжения стали подходить с точки зрения геополитики и снижения рисков, предпочитая поставки из нескольких источников – и это повышает объемы транспортировки энергоносителей.
По словам Арта Регана из Energas Infrastructure, компании-владельца плавучих регазификационных установок (ПРГУ), сейчас в мире происходит переоценка энергетической матрицы на последующие 10-20 лет. И основное внимание при этом уделяется не передаче энергии как таковой, а обеспечению государственной энергетической безопасности.
Фото: Timon Studler (Unsplash.com)