Новости отрасли
На мели: засуха грозит убытками Панамскому каналу
Экономических последствий для транзита грузов не избежать. Тем временем проект Никарагуанского канала снова на повестке дня.
Панама с начала года борется с затяжной засухой. Мелеет озеро Гатун, водами которого питаются шлюзы Панамского канала, а меры, которые предпринимаются для водосбережения, недостаточны. Осадки двух прошедших недель не улучшили, а лишь стабилизировали сложную ситуацию. Это подтверждается в распространенном 5 июня пресс-релизе администрации канала.
Согласно опасениям главы администрации Панамского канала доктора Рикарте Васкеса Моралеса, текущий год станет самым засушливым с 1950 года. Во время засухи 2019 – 2020 годов уровень осадков в водосборном бассейне канала был на 90% ниже нормы, но к июлю 2023, вероятно, рекорд уже будет побит.
Таким образом, лимиты на грузоподъемность и осадку судов, следующих через канал, в очередной раз ужесточатся. Частично эта проблема решается перевозкой «лишнего» груза по железной дороге, идущей параллельно руслу канала. Однако по опыту предыдущих лет часть перевозчиков в период ограничений переориентируются на другие маршруты в обход Южной Америки. Все это что значительно снизит востребованность Панамского канала и нивелирует экономический эффект от повышения расценок на проход по нему.
Кроме того, оба варианта связаны с дополнительными расходами и затратами времени, что неминуемо приведет к росту стоимости доставки грузов и новому витку инфляции. По статистике, через Панамский канал проходит около 5% грузов мировой торговли.
Морские линии Hapag-Lloyd и CMA CGM уже ввели с 1 июня дополнительные сборы на ряд маршрутов между Азией и Восточным побережьем США.
Тем временем, Россия и Китай реанимируют проект судоходного канала между акваториями Тихого и Атлантического океанов через территорию Никарагуа, который был законсервирован с 2017 года. Соглашение о возобновлении работ было подписано весной 2023 года в разгар панамской засухи.
Климатические вызовы – не единственная причина возобновления проекта Никарагуанского канала. Не менее значимой предпосылкой явилась монополия США на допуск судов к транзиту через Панамский канал и активное использование запретительного механизма в отношении некоторых стран либо номенклатур грузов. Как результат, в реализации проекта помимо непосредственных участников заинтересованы Венесуэла, Колумбия, Бразилия, отчасти Аргентина и ряд стран западной Африки.
Новый канал планируют достроить в 2026 году и запустить на полную мощность к 2030 году. Предполагается, что он будет шире и глубже Панамского, и сможет пропускать крупнотоннажные суда размером свыше стандарта Неопанамакс, доля которых в мировом флоте постоянно растет.