Новости отрасли
Мутации цепей поставок
Как коронавирус изменил подход к организации логистических цепей.
Изменившаяся в результате пандемии COVID-19 ситуация в мировой экономике заставляет производителей и логистов пересматривать принципы организации цепей поставок, которые еще недавно считались наиболее прогрессивными и эффективными, и педалировать процессы, которые казались делом отдаленного будущего.
-
Накопление товарных запасов
На смену принципу «just-in-time» (точно в срок), который считался в последние десятилетия высшим пилотажем организации цепей поставок, пришел принцип «just-in-case» (про запас), как его назвал Гриффит Линч, директор администрации порта Джорджия (США). В частности, он обратил внимание на то, что многие перевозчики стали обращаться с просьбой о дополнительных площадях для хранения грузов после того, как нарушение транспортного сообщения привело к нехватке товарных запасов.
Ситуация осложняется неравномерностью спроса, с которым в последнее время столкнулись производители и ритейлеры – от острого дефицита товаров в начале пандемии до резкого падения продаж из-за снижения покупательской способности впоследствии, и при этом с повышенным ажиотажем вокруг определенных групп товаров.
-
Диверсификация источников поставок
На протяжении нескольких десятилетий подавляющее большинство мировых брендов использовали территорию и рабочие ресурсы Китая для оптимизации производственных затрат.
Но еще в момент объявления санкционной войны года назад тенденция начала менять вектор, и теперь производственные мощности стремятся расположить как можно ближе к зонам сбыта.
Кто успел «разложить яйца по разным корзинам» до карантина, оказался в выигрыше, остальные стараются если не переместить производство из КНР, то хотя бы диверсифицировать источники поставок по формуле «Китай+1». Например, на днях стало известно о запуске во Вьетнаме завода по производству беспроводных наушников Apple.
-
Автоматизация и роботизация
В период введенных ограничений и социального дистанцирования интерес к безлюдным технологиям достиг своего пика. Сообщения о внедрении роботов на новых производственных участках и автоматизации все новых рабочих процессов приходят чуть ли не ежедневно. И теперь они все реже сопровождаются критикой со стороны противников сокращения рабочих мест.
В начале года международная исследовательская корпорация IDC прогнозировала увеличение расходов на роботизацию производства и цепей поставок в 2020 году на 16%, и вполне вероятно, что реальные цифры превысят прогноз.
-
Организация доставки заказов
По оценкам экспертов в течение последних месяцев спрос на онлайн-доставку товаров из-за введенных ограничений значительно вырос. Так, в России из-за режима самоизоляции этот показатель увеличился более чем в 10 раз, что оказалось сюрпризом для многих торговых предприятий, которым пришлось срочно оптимизировать либо выстраивать с нуля службу доставки заказов. Торговые сети, имеющие собственные службы доставки, спешно расширяют штат сборщиков и курьеров.
Для экономии времени и усилий ритейлеры часто используют наработанные решения специализированных сервисов, создавая партнерские проекты – например, так поступили X5 и iGoods.
В любом случае, ситуация пандемии привела к необходимости принимать срочные решения и максимально быстро внедрять их в бизнес-процессы, чтобы остаться в игре.