Новости отрасли
Цифровая пломба: панацея или инородный элемент?
Координационный совет по транссибирским перевозкам выяснял, как защитить грузы в пути с помощью цифровизации.
На завершившейся ТрансРоссии-2018 много говорили о цифровизации отрасли в различных форматах. Речь шла не только о применении новых IT-решений в организации предоставления логистических услуг или о роботизации логистических процессов. Участники панельной дискуссии, организованной Координационным советом по транссибирским перевозкам (КСТП), подняли актуальную тему – как цифровизация может помочь сохранить груз при транспортировке.
Сергей Медведев, генеральный директор ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», отметил, что предприятие ежедневно осуществляет охрану 55000 вагонов и контейнеров, и рассказал об опыте применения специальных электронных устройств – цифровых пломб, которые сочетают в себе несколько полезных функций. Одна из них – возможность круглосуточного мониторинга перемещения единицы подвижного состава в режиме реального времени, другая – защита от вскрытия.
В устройстве хранится вся необходимая информация об отправителе, получателе, маршруте движения, перевозимом грузе, а в случае попытки несанкционированного вмешательства приспособление передает на диспетчерский пульт сигнал тревоги, по которому на место происшествия выезжает группа быстрого реагирования. При этом отмечается простота установки, надежность конструкции и достаточный срок автономной работы устройства – до 30 суток.
Зарубежные участники поделились опытом цифровизации перевозок в странах Европы и Азии и рассказали, как система обеспечения безопасности грузов встроена в общую модель организации перевозок с применением современных цифровых технологий – интернета вещей, блокчейна, физического интернета.
Приглашенные докладчики из числа производственных компаний презентовали новейшие разработки подобных электронных пломб, отличающихся улучшенными эксплуатационными характеристиками – сроком автономной работы, увеличенным диапазоном температур для бесперебойного функционирования и.т.п.
Учитывая ситуацию с хищениями грузов на железной дороге, участники дискуссии утверждали, что стоимость установки подобного устройства окупается и в конечном итоге не ведет к удорожанию перевозки. Кроме того, использование цифровых пломб может сократить время доставки товаров, проверок на таможне, повысить безопасность на транспорте, внедрить электронный документооборот на международных перевозках.
Представителем ОАО «РЖД» было предложено интегрировать сервис цифровых пломб в универсальную электронную платформу по организации перевозок – например, в ЭЦП «Грузовые перевозки».
При всей привлекательности применения запорных электронных устройств, участники рынка отмечают частые случаи снятия цифровых пломб таможенными службами в пунктах контроля, поскольку таможенные органы в отсутствие четкой регламентации классифицируют подобные электронные устройства как инородные.
Следовательно, основной проблемой применения цифровых пломб на территории России и, в особенности, в международном сообщении в настоящий момент является отнюдь не инертность рынка, сопротивляющегося дополнительным издержкам, а объективная причина – отсутствие надлежащей правовой базы для использования подобных устройств.