Новости отрасли

Пожары на судах с электромобилями меняют логистику

06.06.2025
Изображение Огонь вода

Чрезвычайное происшествие в Тихом океане вновь подняло вопросы безопасности перевозки электромобилей морским транспортом.

В Тихом океане произошло чрезвычайное происшествие, которое вновь подняло вопросы безопасности перевозки электромобилей морским транспортом. Судно Morning Midas, перевозившее около 3 000 автомобилей (включая 800 электрокаров) из Китая в Мексику, было оставлено экипажем после неудачных попыток потушить вспыхнувший на борту пожар.

Инцидент произошел 3 июня в 300 милях к югу от острова Адак (Аляска). По данным Береговой охраны США, сначала дым появился на одной из палуб, после чего огонь быстро распространился. Все 22 члена экипажа были эвакуированы на ближайшее торговое судно. Спасательные команды продолжают мониторить ситуацию, но шансы спасти груз минимальны.

Это уже третий подобный инцидент за три года, и каждый раз сценарий повторяется: сначала тление, затем мгновенное распространение пламени, и наконец, неизбежная потеря судна и груза. Особенность таких пожаров кроется в самой природе электромобилей: их аккумуляторы, заключенные в стальных корпусах, создают эффект гигантской печи. Температура достигает критических значений, а традиционные системы пожаротушения на судах часто оказываются бессильны против так называемого «теплового разгона» – цепной реакции возгорания соседних батарей.

Страховые компании бьют тревогу. После инцидента 2022 года в Атлантике, когда затонуло судно с 4 тысячами автомобилей на борту, и аналогичного происшествия у берегов Нидерландов в 2023 году, андеррайтеры начали пересматривать свои подходы: о повышении стоимости предупреждают ряд страховщиков, включая Allianz. Новые тарифы могут сделать морские перевозки электромобилей нерентабельными, что поставит под вопрос текущие бизнес-модели автопроизводителей.

Транспортная отрасль стоит на пороге изменений и вынуждена искать баланс между инновациями и безопасностью. Возможно, этот случай ускорит пересмотр международных норм перевозки опасных грузов, и в ближайшие годы мы увидим появление специализированных судов с усиленными системами пожаротушения, огнеупорными отсеками для электромобилей и автоматическими датчиками раннего обнаружения возгораний, что неизбежно повысит ставки фрахта.

Вероятно и развитие альтернативных маршрутов – например, увеличение перевозок по Транссибирской магистрали для поставок в Европу.