Новости отрасли

Что нового? Май 2025

31.05.2025
Изображение Ровер Яндекс в городе

  • Госдума ужесточает контроль за грузоперевозками;
  • Роботы-доставщики получат официальный статус на дорогах;
  • Минэкономразвития скорректировало прогноз роста железнодорожных тарифов;
  • Азербайджан может стать ключевым звеном коридора Север–Юг;
  • МЖД внедряет 3D-моделирование для перевозки сложных грузов;
  • Подводный тоннель Иран-ОАЭ может войти в транспортную систему БРИКС.

Госдума ужесточает контроль за грузоперевозками

Во втором чтении принят законопроект № 682527-8, который полностью переводит транспортно-экспедиционную деятельность на электронный документооборот с 1 сентября 2026 года. Документы должны оформляться в ГИС ЭПД с электронной подписью.

Создается единый реестр участников рынка на платформе «ГосЛог» – регистрация станет обязательной, действующие компании должны уведомить власти до 1 мая 2026 года.

Закон ужесточает ответственность за перевозку опасных грузов (оружие, наркотики, контрафакт), разрешая экспедиторам задерживать или уничтожать такие отправления. Также запрещена передача персональных данных клиентов за рубеж.

Нормы вступят в силу поэтапно с сентября 2025 года. ТПП РФ просила отсрочить некоторые положения, касающиеся оборудования экспедиторов, но поправки не были приняты.

Роботы-доставщики получат официальный статус на дорогах

20 мая 2025 года «Яндекс» предложил Минэкономразвития ввести экспериментальный режим для роботов-курьеров, которые впервые станут полноправными участниками дорожного движения. Пилотный проект запустят в 20 регионах, включая Москву, Санкт-Петербург и Краснодарский край.

Согласно новым правилам, скорость роботов-курьеров не должна превышать 25 км/ч на дорогах, 10 км/ч на тротуарах и 6 км/ч на переходах. Их предельные габариты — 80×110 см, вес — до 120 кг. Аппараты должны быть оснащены датчиками, фарами, иметь распознаваемый QR-код.

Также вводится требование к страхованию ответственности (аналог ОСАГО), по которому оператор возмещает ущерб, а при ДТП с пострадавшими эксперимент приостанавливается.

Сейчас 160 роверов «Яндекса» совершают 30 тыс. доставок ежемесячно. Компания уверена, что это решит проблему нехватки курьеров. Однако эксперты опасаются перегруженности тротуаров, особенно в исторических городах.

Если эксперимент окажется успешным, правила интегрируют в ПДД.

Минэкономразвития скорректировало прогноз роста железнодорожных тарифов

Согласно обновлённому прогнозу социально-экономического развития на 2025-2028 годы, представленному Минэкономразвития РФ, ожидается значительное увеличение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. В 2026 году индексация может достичь 10,4%, что на 1,9 процентных пункта выше предыдущих оценок.

Динамика последующих лет предполагает постепенное снижение темпов роста: до 8,8% в 2027 году и 6,2% в 2028 году. Примечательно, что эти показатели также превышают изначальные прогнозы, которые составляли 8,5% и 6,1% соответственно для 2026 и 2027 годов.

Обновлённые данные отражают пересмотр экономических ожиданий ведомства и учитывают текущие инфляционные тенденции, а также необходимость модернизации железнодорожной инфраструктуры страны. Особое внимание в прогнозе уделено январскому скачку тарифов, который традиционно оказывает значительное влияние на транспортные расходы предприятий.

Азербайджан может стать ключевым звеном коридора Север–Юг

Советник президента ВТБ Андрей Никитченко заявил, что Азербайджан способен занять центральное место в развитии Международного транспортного коридора Север–Юг (INSTC). Благодаря порту Алят и связям с Туркменистаном, Казахстаном и Узбекистаном страна может стать промышленным и логистическим хабом.

Ключевое преимущество — доступ к Индийскому океану, открывающий путь на рынки Южной Азии. «Это не просто транспортный проект, а драйвер экономического роста», — подчеркнул Никитченко.

МЖД внедряет 3D-моделирование для перевозки сложных грузов

Московская железная дорога начала использовать технологию 3D-моделирования для транспортировки негабаритных и нестандартных грузов. Инновационный подход позволяет заранее проектировать оптимальную схему размещения и крепления оборудования в вагонах и контейнерах.

Первым успешным применением технологии стала перевозка оборудования для переработки бетона из Москвы на Сахалин. С помощью 3D-модели специалисты точно рассчитали размещение груза в 40-футовом контейнере, обеспечив надежную фиксацию при минимальных зазорах.

Новый метод позволяет повысить безопасность перевозок, снизить риски повреждения грузов, оптимизировать время погрузки и расширить возможности транспортировки сложных конструкций.

По данным МЖД, технология уже доказала свою эффективность и будет применяться для других сложных перевозок по железной дороге.

Подводный тоннель Иран-ОАЭ может войти в транспортную систему БРИКС

Архитектор компании «Яузапроект» Илья Заливухин представил амбициозный проект создания трансконтинентального транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Кейптауна в рамках развития сотрудничества стран БРИКС. Ключевым элементом инициативы станет 50-километровый подводный мультимодальный тоннель через Ормузский пролив, соединяющий Иран и ОАЭ.

Проект стоимостью $21,5 млрд предусматривает интеграцию с Международным транспортным коридором «Север-Юг», обеспечивающую связь Нового шелкового пути с Аравийским полуостровом. У маршрута два возможных варианта реализации - до ОАЭ или Омана.

«Этот проект открывает новые возможности для безопасной транспортировки грузов в порты Джидда и Салала», –отметил Заливухин. По его словам, инициатива уже вызвала интерес у стран региона, но требует совместных усилий для реализации.