Новости отрасли

Западные санкции и атаки хуситов повышают привлекательность Северного морского пути

09.08.2024
Изображение Ледокол

Северный морской путь как более короткий и безопасный маршрут в Азию активизируется на фоне обострения конфликта в Красном море.

Этот судоходный маршрут, простирающийся от Баренцева моря у границы России с Норвегией до Берингова пролива между Сибирью и Аляской, обычно используется в летние месяцы, когда ледовые условия менее суровы. Но западные санкции и атаки дронов хуситов в Красном море повысили его привлекательность как самого короткого пути между портами России и Китая, считает Bloomberg. Осенью 2022 года многие грузовые суда были перенаправлены в обход мыса Доброй Надежды, однако этот маршрут дороже, и его рентабельность снизилась после падения цен на уголь.

В прошлом году по Северному морскому пути прошло рекордные 36 миллионов тонн грузов, более половины из которых по данным Росатома, инфраструктурного оператора СМП, составлял сверххолодный сжиженный природный газ. Из этого объема транзитными были чуть больше 2 миллионов тонн. Заказчиками выступили 115 иностранных компаний (Китай и другие страны).

Новый рекорд грузоперевозок на Северном морском пути (СМП) может быть поставлен в 2024 году – до 40 млн тонн. Такое мнение выразил спецпредставитель по Арктике «Росатома» Владимир Панов на форуме «Арктика – регионы» в августе в Архангельске.

«Штурман Овцын» – первый нефтяной танкер, который воспользовался этим проходом в этом году. Это нетипичное путешествие для небольшого танкера, который обычно перевозит грузы с арктического терминала «Газпром нефти» «Ворота Арктики» на Обской губе до порта Мурманска. В конце июня он, как обычно, загрузил груз, но, войдя в Карское море, повернул на восток, а не на запад, и направился в Жичжао (Ричжао), китайский порт к северу от Шанхая, где, как и многие другие российские танкеры, он может пройти техническое обслуживание, а также оставить груз.

Кроме того, впервые с 2021 года партия угля из балтийских портов отправилась в Азию по Северному морскому пути. В июле 2023 года судно «Адмирал Шмидт» с грузом угля вышел из Усть-Луги в китайский Цаофэйдянь по СМП. Стоимость фрахта по СМП оценивается в $45–48 за тонну.

Аналитики рынка считают, что в этом году еще несколько российских фрахтователей могут использовать СМП для доставки грузов в Азию, однако не уверены в том, что СМП станет стабильным маршрутом для экспорта.