Новости отрасли
Что нового? Ноябрь 2023
- Первая грузовая компания сменила владельца;
- Контроль в ДВМП передан «Росатому»;
- 15 контрагентов на долю Гольдорта в СДЭК;
- В РФ для перевозки грузов применяют 50 тысяч электронных навигационных пломб в год;
- К 2035 году в РФ число дронов превысит количество пилотируемых судов;
- Итоги эксплуатации беспилотных грузовиков на трассе М-11 «Нева» за 5 месяцев.
Первая грузовая компания сменила владельца
Сделка по продаже АО «ПГК» состоялась 1 ноября, покупателем одного из крупнейших операторов железнодорожных перевозок в России, принадлежавшего олигарху Владимиру Лисину, выступило АО «Аврора Инвест».
По данным Reuters, сумма продаже актива могла превысить 200 млрд руб., часть этих средств была предоставлена банком ВТБ. Владимир Лисин в своё время отдал за актив меньше – порядка 175 млрд руб.
АО «Аврора Инвест» эксперты рынка связывают с принадлежащей братьям Тимуру и Руслану Бабаевым компанией «СГ-Транс». По информации из неназванных источников, исполнительным директором ПГК станет бывший вице-президент РЖД Салман Бабаев, возглавлявший ОАО «ПГК» в 2007-2011 годах до момента ее продажи структурам Владимира Лисина.
В обращении генерального директора АО «ПГК» Сергея Каратаева к сотрудникам, в частности, отмечается, что новый собственник «останется приверженцем того вектора развития, которым шла наша компания последние пять лет, с фокусом на расширение бизнеса в полувагонах, крытых вагонах и фитинговых платформах».
В управлении ПГК находится порядка 100 000 единиц подвижного состава.
Контроль в ДВМП передан «Росатому»
Президент Владимир Путин своим указом от 8 ноября 2023 года внес Дальневосточное морское пароходство (ДВМП; головной актив группы Fesco) в перечень акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и подлежат передаче госкорпорации «Росатом».
Акции ДВМП оказались в собственности государства по итогам судов, связанных с делами против бывших акционеров Fesco братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых, осужденных в декабре 2022 года по обвинению в создании преступного сообщества и мошенничестве в особо крупном размере. В январе 2023 г. Хамовнический суд Москвы обратил 92,4% акций ДВМП в доход государства по иску Генпрокуратуры.
Головным активом ДВМП является Владивостокский морской торговый порт (ВМТП), который пригодится корпорации «Росатом» для проекта транзитных перевозок по Северному морскому пути (СМП).
«Росатом» начал сближаться с Fesco еще в 2020 г., когда было сформировано стратегическое партнерство, а в качестве управляющей компании ВМТП была делегирована одна из структур «Росатома».
В 2021 году Fesco и «Атомэнергопром» (объединяет большинство гражданских активов госкорпорации) подписали соглашение о создании на базе ВМТП Восточного транспортно-логистического узла для перевалки транзитных контейнерных грузов. В порту будут построены два глубоководных причала для приема океанских контейнеровозов на 10 000 TEU и перегрузки контейнеров на грузовые суда ледового класса, которые будут ходить по Севморпути. Инвестиции в проект оцениваются на уровне 18 млрд руб.
«Росатом» в 2018 г. стал инфраструктурным оператором СМП, а в октябре этого года создал СП с портовым оператором DP World из ОАЭ – компанию «Международная контейнерная логистика», которая будет выполнять морские контейнерные перевозки через СМП между восточной и западной частями Евразии. Пилотный этап проекта должен обеспечить перевозки на уровне 800 000 TEU в год, говорил представитель «Росатома».
Госкорпорация собиралась привлечь к проекту также логистическую группу «Дело», Fesco и других крупнейших российских логистических операторов. В «Деле», подконтрольном Сергею Шишкареву, «Росатом» собрал уже 49%.
15 контрагентов на долю Гольдорта в СДЭК
Основатель, генеральный директор и мажоритарный акционер логистического оператора СДЭК Леонид Гольдорт ищет покупателя на свою долю в компании. Шаг связан с эмиграцией предпринимателя в Израиль. По данным из открытых источников, Леониду Гольдорту принадлежит 55,44% в ООО «СДЭК-глобал» (юрлицо СДЭК). Остальные совладельцы компании – Вячеслав Пиксаев (37,06%), Инна Яковлева (6,5%) и Евгений Цацура (1%) – свои доли продавать не планируют.
Как сообщим «Ведомостям» собеседник, близкий к СДЭК, в общей сложности интерес к сделке проявляли 15 контрагентов. Среди них X5 Group, Qiwi, «Почта России», «Делимобиль», конкурент компании «Деловые линии», инвестиционная компания АФК «Система», а также крупные банки: Сбербанк, Совкомбанк, «Тинькофф банк». Тем не менее ни одна из структур не дала прямого подтверждения этого факта. В СДЭК планы о продаже доли Гольдорта также не прокомментировали.
Диапазон оценок СДЭК в ходе due diligence варьируется от 18 до 35 млрд руб. Соответственно, реализуемая доля может быть оценена в диапазоне от 10 до 20 млрд руб.
СДЭК («Служба доставки экспресс-курьер») работает по модели франшизы. На конец первого полугодия 2023 г. СДЭК имела свыше 4300 пунктов выдачи заказов в 31 стране (3800 в России). За январь – сентябрь выручка «СДЭК глобал» по РСБУ выросла год к году на 32,6% до 23 млрд руб., чистая прибыль – почти в 2 раза до 1,18 млрд руб.
В РФ для перевозки грузов ежегодно используется 50 тысяч электронных навигационных пломб
В Минтрансе РФ рассказали о развитии проекта по прослеживанию грузов с использованием электронных навигационных пломб. По данным министерства, для перевозки грузов в России навешивается более 50 тысяч электронных навигационных пломб в год – такую цифру озвучил на Транспортной неделе – 2023 заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
Благодаря пломбированию упрощаются таможенные и досмотровые процедуры.
В 2023 году ратифицировано Соглашение о применении электронных навигационных пломб на территории ЕАЭС. Российский национальный оператор пломбирования – Центр развития цифровых платформ – интегрировался с нацоператорами других стран ЕАЭС, и в I полугодии 2024 года планируется запуск промышленной эксплуатации Системы отслеживания перевозок товаров в ЕАЭС.
К 2035 году в РФ число дронов превысит количество пилотируемых судов
В ООО «БАС» оценили перспективы инвестиций в рынок развития беспилотных систем до 2030 года: по инерционному прогнозу в производство БПЛА будут вкладывать ежегодно 120 млрд руб., и 475 млрд руб. – по оптимистичному.
Совокупные производственные мощности БПЛА в России сейчас составляют около 6 тыс. единиц в год. К 2030 году ежегодно будет выпускаться порядка 30 тыс. дронов в год. Об этом в рамках «Транспортной недели – 2023» рассказал генеральный директор «БАС» Алексей Варятченко.
«Для каждого типа беспилотных авиационных систем мы сейчас рассчитываем финансово-экономические модели обоснования. Летный час у разных беспилотников будет отличаться. К примеру, у тяжелых дронов стоимость составит примерно 55-60 тысяч рублей, что в 3-4 раза дешевле пилотируемой авиации. У легких беспилотников, согласно существующим расчетам, цена летного часа будет примерно 25-30 тысяч рублей», – отметил эксперт.
С 2024 года потребуется не менее 100 тыс. дронов для удовлетворения потребностей в рамках государственного гражданского заказа, и около 1 млн дронов планируется пилотировать к 2035 году согласно государственной стратегии развития БАС. При этом количество беспилотников, находящихся в воздухе, будет существенно превышать число пилотируемых воздушных судов.
Итоги эксплуатации беспилотных грузовиков на трассе М-11 «Нева» за 5 месяцев
В течение 5 месяцев с момента начала эксплуатации беспилотных грузовиков КАМАЗ на федеральной трассе М-11 «Нева» не произошло ни одного случая ДТП с их участием. Такую статистику приводит ТАСС со ссылкой на данные Минтранса России.
«С июня до настоящего времени ДТП с участием высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) на М-11 не зафиксировано, – отметили в ведомстве. – Первые результаты эксперимента показали большой потенциал сферы беспилотной коммерческой грузоперевозки. В связи с этим планируется расширить географию и масштабировать протестированные на автомобильной дороге М-11 решения на других дорогах страны».
С момента запуска между Москвой и Санкт-Петербургом перевезено свыше 11 тыс. т грузов, суммарно беспилотные грузовики прошли более 600 тысяч километров. Это первый в мире проект массовой коммерческой перевозки реальных грузов беспилотными магистральными грузовиками.
За это время беспилотники работали на трассе в разных условиях, включая дождь, шквалистый ветер, гололедицу и, по заявлению компании-разработчика платформы для беспилотного вождения НПО СтарЛайн, показали «стабильную работу в жестких погодных условиях».