Новости отрасли

Кто возит контейнеры в Россию, зачем запрещать ChatGPT, робот «на посылках» и другие новости марта 2023

31.03.2023
Изображение Ярусы контейнеров

Что нового в транспорте и логистике? – читайте дайджест новостей за март 2023 года.

В очередном дайджесте новостей транспорта и логистики:

  • InfraNews и SeaLogic создали рейтинг контейнерных линий, работающих в российских портах
  • МТК «Север – Юг» не хватает глубины
  • Российско-китайское транспортно-логистическое сотрудничество получило новый импульс
  • Турция «по техническим причинам» остановила российский транзит на 10 дней
  • Египет и Россия перейдут на электронный документооборот
  • Робот трудится «на посылках» в санкт-петербургском отделении Почты России
  • Илон Маск, Стив Возняк и еще 1000 IT-экспертов призвали остановить гонку нейросетей
  • Сотрудники пунктов выдачи заказов Wildberries провели забастовку
  • Ozon наращивает складские мощности в Московском регионе

InfraNews и SeaLogic создали рейтинг контейнерных линий, работающих в российских портах

По данным исследования транспортно-логистического информационного агентства InfraNews и цифровой платформы SeaLogic, в портах РФ по состоянию на март 2023 года работают более 50 контейнерных операторов. Число регулярных грузовых линий, организованных ими, превышает 100.

49% из них сконцентрировано на Дальнем Востоке. В Новороссийске при аналогичной интенсивности движения совокупная вместимость оказалась на 25% ниже дальневосточной из-за меньших размеров судов. На Санкт-Петербург приходится 19% регулярных контейнерных перевозок.

Среднемесячная вместимость судов, занятых в перевозках на международных линиях в период с марта по декабрь 2022 года составляла 121 тыс. TEU, но уже за два месяца 2023 года превысила 200 тыс. TEU.

Лидером по вместимости судов на регулярных контейнерных маршрутах в РФ стала швейцарская частная судоходная компания MSC, входящая в мировую «большую тройку» контейнерных операторов, на втором месте – российская FESCO, на третьем – TorgMoll (КНР), четвёртая – Sinokor (КНР – Ю.Корея), пятая – группа «Дело» (РФ). Подробнее – здесь.

Согласно прогноза авторов исследования, по итогам 2023 года объем российских морских внешнеторговых перевозок увеличится еще на 10-15%. Таким образом, к декабрю появится шанс нивелировать последствия санкций и выйти на обороты 2021 года.

МТК «Север – Юг» не хватает глубины

Активизация перевозок по транспортному коридору «Север – Юг» в прямом смысле упирается в дно Волго-Каспийского канала. Несмотря на дноуглубительные работы, проведенные в 2022 году, когда на поверхность подняли более 5 млн кубометров грунта и обеспечили проходные глубины в 4,2 метра, суда на этом участке часто садятся на мель.

Как сообщили в пресс-службе губернатора Астраханской области, реконструкция Волго-Каспийского канала продолжится до 2027 года.

Предполагается, что уже в этом году по Волго-Каспийскому каналу пройдут суда с осадкой не менее 4,5 метров. Это будет способствовать развитию делового сотрудничества с Индией, Ираном, Пакистаном и странами Ближнего Востока. Напомним, в прошедшем году грузооборот портов Астрахань и Оля увеличился на 14,5%, и ожидается, что тенденция продолжится и далее.

Российско-китайское транспортно-логистическое сотрудничество получило новый импульс

По итогам визита главы КНР Си Дзиньпина в Москву – первого официального визита после переизбрания – Россия и Китай наметили основные направления сотрудничества, особое внимание при этом уделив проектам в сфере транспорта и логистики.

В частности, стороны подчеркнули необходимость развивать взаимосвязанную логистическую систему, ускорить трансграничное перемещение грузов всеми видами транспорта, совершенствовать инфраструктуру на российско-китайской границе и взаимовыгодно реализовать транзитный потенциал обеих стран.

Тем временем в марте к существующим маршрутам, курсирующим между КНР и РФ, добавились два железнодорожных сервиса.

Первый – прямой грузовой поезд из Пекина в Москву. Состав с 55 контейнерами вышел из логистического хаба в пекинском районе Пингу 16 марта и должен прибыть в место назначения в первых числах апреля. Он проследует через пункт пропуска Маньчжурия –Забайкальск. В Россию состав привезет автозапчасти, стройматериалы, бытовую технику, одежду, ткани и мебель. В обратном направлении отправятся молочные продукты, соки, ликёры, шоколад, рис, мука, зерно, масло, а также промышленное сырьё.

Второй – сервис «Волга Экспресс». Он предназначен для товаров народного потребления из Нинбо, Гуанчжоу, Тяньцзиня, Циндао и Даляня, которые проследуют из китайского Шэньяня через пограничный переход Забайкальск – Маньчжурия до терминала Безымянка в Самаре. В РЖД полагают, что новый маршрут поможет разгрузить дальневосточные порты.

Турция «по техническим причинам» остановила российский транзит на 10 дней

7 марта представители транспортно-логистической отрасли заметили первые проблемы с оформлением турецких экспортных и транзитных деклараций для грузов, следующих в Россию. 8 марта таможенная система Турции стала блокировать подачу сведений при выборе РФ как страны назначения.

Сбой продолжался более недели, официальной информации о его причинах долгое время не было.

По сведениям «Reuters» Турция дала ЕС устные гарантии, что с начала марта в Россию не будут отправляться товары, попавшие под европейские, американские или британские санкции, равно как и товары, в отношении которых действуют меры экспортного контроля.

Первое официальное заявление от турецкой стороны поступило 13 марта, когда эксперт Совета экспортеров Турции (TIM) Бурак Гюнайдын заявил, что совет не получал каких-либо официальных уведомлений в связи с транзитом санкционных товаров в Россию.

Тем не менее, 17 марта система оформления транзита возобновила функционирование. Согласно общепринятой версии, проблемы возникли в результате перехода турецкими таможенниками на использование своего национального программного обеспечения для оформления грузов назначением в РФ.

Египет и Россия перейдут на электронный документооборот

Подписанный двумя странами Протокол об административном сотрудничестве, обмене информацией и взаимопомощи в рамках единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза (ЕАЭС) позволит упростить таможенное оформление импортируемых в Россию грузов. Это особенно актуально, учитывая растущий товарооборот между РФ и Египтом: за 2022 год он увеличился почти на 30%.

Египетская сторона внедрит электронную систему верификации сертификатов о происхождении товаров, в результате чего таможенные органы России перестанут требовать бумажные оригиналы этих документов. Как поясняют в ФТС России, достаточно будет указать реквизиты документа в декларации на товары.

Робот трудится «на посылках» в санкт-петербургском отделении Почты России

В Санкт-Петербурге в почтовом отделении № 192289 посылки выдает робот-складомат. Это первая в России полностью автоматизированная разработка специального конструкторского бюро вычислительной техники «Искра», основанная на интеллектуальных алгоритмах и машинном зрении. Получение груза при помощи устройства занимает меньше минуты, ошибки при этом исключены.

Участие оператора в работе складомата ограничивается загрузкой посылок в приемный шлюз. Устройство обрабатывает посылки, которые не требуют уплаты таможенных пошлин, наложенного платежа и не превышают габариты 560х315х375 мм.

Известно, что создатели дорабатывают устройство и для приема посылок. В этом случае складомат будет самостоятельно определять габариты и вес отправления, рассчитывать стоимость доставки и принимать оплату.

В СКБ ВТ «Искра» предполагают создание единой сети таких устройств после согласования технологических деталей и в случае успешной опытной эксплуатации.

Маск, Возняк и 1000 IT-экспертов призвали остановить гонку нейросетей

На фоне ажиотажа вокруг недавно презентованного многозадачного чат-бота ChatGPT на базе языковой модели GPT-4, глава Tesla Илон Маск, сооснователь Apple Стив Возняк и еще более тысячи экспертов в области информационных технологий призвали на время приостановить дальнейшую разработку и обучение систем искусственного интеллекта.

В открытом письме, опубликованном некоммерческим институтом Future of Life, они предупредили о потенциальных рисках для человеческой цивилизации со стороны ИИ-систем, способных конкурировать с людьми, что может привести к экономическим и политическим потрясениям.

Эксперты заявляют, что прежде чем развивать модели, превосходящие GPT-4, необходимо разработать протоколы и стандарты безопасности, обязательные для всей отрасли.

С экспертами солидарен Европол: там предупреждают о возможности злоупотребления злоумышленниками системами вроде ChatGPT для фишинга, дезинформации и совершения киберпреступлений.

Напомним, недавно корпорация Microsoft, инвестирующая миллиарды долларов в компанию-создателя ChatGPT OpenAI, выпустила бизнес-помощника с искусственным интеллектом, встраиваемого в программное обеспечение предприятия и совместимого с системами ERP и WMS. Одной из основных сфер его применения является логистика.

Сотрудники пунктов выдачи заказов Wildberries провели забастовку

Недовольство работников вызвала обновленная маркетплейсом в марте 2023 года система ответственности за брак и за несоответствие товара заказанному (подмену), выявляемые на пунктах выдачи заказов (ПВЗ).

Протесты привлекли внимание членов Комитета по защите конкуренции Госдумы, которые выступили в качестве модераторов спора, а также Генпрокуратуры, инициировавшей проверку соблюдения трудового законодательства в компании.

В процессе разбирательств Wildberries улучшил сервис арбитража по оспариванию начислений за подмену товаров. Свыше 10 000 спорных штрафов для сотрудников ПВЗ были отменены, новые начисления приостановлены до доработки новой системы контроля, нацеленной на предотвращение случаев подмены товаров.

В Госдуме проходит серия встреч представителей Wildberries и ПВЗ, договоренности достигнуты по 4 из 12 пунктов разногласий, остальные вопросы остаются в стадии согласования.

Ozon наращивает складские мощности в Московском регионе

Интернет-ритейлер Ozon договорился с PST Development о строительстве логистического комплекса площадью 130 000 кв. м в Ватутинках в новой Москве. Комплекс планируется ввести в эксплуатацию в следующем году, после окончания строительства компания возьмет его в долгосрочную аренду, сообщают Ведомости со ссылкой на представителя Ozon.

Поясняется, что решение онлайн-ритейлера об аренде комплекса в Ватутинках связано с растущим спросом на многие товары и, как следствие, расширением ассортимента у продавцов в Московском регионе.

Кроме того, Ozon намерен после окончания реконструкции возобновить аренду складских блоков на Новой Риге площадью 100 000 кв.м, пострадавших в ходе пожара в августе 2022 года. Сейчас там функционирует один уцелевший складской блок площадью 24 000 кв.м. Известно, что разрешение на реконструкцию управляющей компанией получено, завершение работ запланировано на конец 2024 года.