Новости отрасли
Флот контейнеровозов скоро пополнят суда, заказанные в пандемийной горячке
Что станет с падающим рынком морских контейнерных перевозок после спуска на воду всех строящихся судов?
Аналитическое бюро Alphaliner, специализирующееся на исследованиях контейнерного рынка, выпустило отчет, в котором предупреждает о «колоссальных» контейнерных мощностях, готовых выйти из доков в ближайшие 2-3 года. По заявлению аналитиков, это приведет к возвращению профицита контейнерного флота, первые признаки которого можно наблюдать уже во второй половине марта.
Чем это грозит рынку в его нынешнем состоянии?
Ажиотажный спрос на грузоперевозки в период пандемии с дефицитом перевозочных мощностей и взвинченными ставками фрахта позволил игрокам контейнерного рынка получить значительную прибыль и вложить ее в строительство новых контейнеровозов. Всего в актуальном портфеле заказов до 2025 года 315 контейнеровозов различного класса, их ожидаемая вместимость – 7,69 млн TEU, что по оценке Alphaliner составит 29,5% вместимости существующего контейнерного флота по состоянию на 1 февраля 2023 года. При этом эксперты уверены, что этот профицит перевозочных мощностей не будет нивелирован выводом из эксплуатации старых судов.
Ирония заключается в том, что сейчас рынок контейнерных перевозок переживает спад, и новые мощности в таком объеме вряд ли придутся к месту. Ставки на морские контейнерные перевозки снизились, на некоторых направлениях фиксируется десятикратное падение: например, по данным Wall Street Journal, стоимость отправки контейнера из Китая в Лос-Анджелес за год упала с 15 600 до 1 238 долларов США.
Трендом последних месяцев стали участившиеся «пустые», или отмененные, рейсы контейнерных линий (англ. Blank sailings), когда судно не осуществляет заход в один или несколько портов по графику, например, в ситуации недостаточного спроса. Такая отмена рейсов имитирует дефицит перевозочных мощностей и слегка сглаживает падение ставок. Тем не менее, снижение продолжается.
Всего три недели назад лидер контейнерного рынка MSC утверждал, что середина 2023 года станет переломным моментом для морских контейнерных линий, и рынок пойдет в рост. Тем не менее, уже сейчас большинство участников рынка международной торговли, опрошенные Wall Street Journal, пересмотрели радужные прогнозы на вторую половину 2023 года. Они не только отодвигают вероятное восстановление спроса на более поздний период, но и выражают опасения, что рост окажется менее выраженным, нежели ожидалось, даже в традиционно «высокий» осенний сезон.
Причины очевидны: это глобальная экономическая нестабильность и инфляционные ожидания общества. Покупатели, наигравшись на карантине в гиперпотребление, теперь склоняются к экономии. Ритейлеры, наученные горьким опытом неликвидных складских остатков и избыточных запасов последнего года, стали сдержаннее в размещении заказов на 2023 год. Ряд экспертов сходится во мнении, что несколько месяцев назад оптимизма по поводу восстановления спроса было больше.
По всей видимости, в ближайшие годы контейнерные линии ожидает непростой период.