Новости отрасли
Нет худа без добра: стихийное бедствие помогло укрепить цепи поставок
Теперь Тойоте не страшен дефицит полупроводников.
Нехватка полупроводников больно ударила по мировой автомобильной индустрии: в последние месяцы по всему миру прокатилась волна приостановки заводских линий многих автопроизводителей. Естественный цикл смены техпроцессов и перехода на выпуск более современных чипов совпал с периодом пандемии и усугубился пожарами на двух крупных заводах по производству микросхем в Японии и остановкой аналогичного производства в Техасе из-за аномальных морозов этой зимой. Дефицит затронул практически всех: Ford, Nissan, General Motors, Honda, Tesla…
Тем временем руководство Toyota заявляет, что не ожидает каких-либо серьезных последствий от ситуации дефицита полупроводников.
«Ожидаем ли мы серьезных последствий? Нет», - Кента Кон, финансовый директор Toyota
В чем секрет японского автоконцерна?
Как выяснилось, Toyota смогла извлечь важный урок из масштабного землетрясения и цунами 2011 года, когда выпуск продукции автопроизводителя упал на 78%, и приняла все меры, чтобы подобная ситуация не повторилась впредь. С этой целью компания провела полный пересмотр цепей поставок и реорганизацию процесса управления товарными запасами.
Теперь специалисты Toyota способны оперативно производить оценку применимости альтернативных комплектующих и регулярно мониторят рынок в поисках новых продуктов, переход на использование которых в случае необходимости будет наименее затратным.
Кроме того, Toyota внедрила «План непрерывного производства» и применяет дифференцированный подход к объему инвентарного запаса по разным категориям комплектующих в зависимости от их приоритетности – от 2 до 6 месяцев. По словам Кона, сегодня буферные запасы полупроводников у концерна составляют до 4 месяцев.
Однако полупроводниковый кризис, по оценкам аналитиков Gartner, может продлиться до середины 2022 года. Этому будет способствовать и так называемый «эффект фантомного спроса», при котором реальная потребность в дефицитном товаре может завышаться в разы безо всяких объективных причин.
«Это тот же эффект, который заставлял людей сметать с прилавков туалетную бумагу в начале пандемии COVID», - говорит Фил Амструд, главный аналитик направления автомобилестроения в IHS Markit.
По его оценкам, реальный объем годового спроса в автомобилестроении составляет примерно 90 млн. автомобилей, в то время как объемы заказов на чипы уже приблизились к отметке, соответствующей 100 млн. автомобилей в год. В IHS Markit, как и в Gartner, полагают, что дефицит полупроводников не ослабнет до следующего года.