Новости отрасли
Меньше, да лучше: цепи поставок упрощают в кризис
Мировые производители продуктов питания сужают ассортимент, чтобы оптимизировать логистику и сэкономить на производстве.
В нестабильных рыночных условиях крупнейшие производители продуктов питания – Mondelez, Procter & Gamble, Coca-Cola, – известные своими разветвленными цепями поставок по всему миру, начали снижать их сложность ради сокращения логистических затрат. Все они в период повышенного спроса решили сконцентрироваться на наиболее ходовых артикулах, сократив количество товарных позиций. Такое сокращение представитель Mondelez в комментарии Supply Chain Dive отметил как «значительное», без указания точных цифр.
Причина в том, что увеличившаяся выручка от продаж в первом квартале этого года была «съедена» операционными издержками, которые тоже соответственно повысились. Чтобы не только поставлять больше продуктов, но и извлекать прибыль, компании решили пойти по пути упрощения бизнеса.
При увеличении количества артикулов или единиц складского учета (SKU) соответственно растет и объем товарных запасов, и время отклика в цепях поставок. Верна и обратная зависимость. Производители решили увеличить эффективность цепей поставок, удовлетворяя запросы ритейлеров наиболее востребованными у покупателей товарными позициями.
О такой стратегии, помимо Mondelez, заявила и Coca Cola. Procter & Gamble также сузил ассортимент выпускаемой продукции, пояснив, что в компании постоянно ищут способы снижения затрат и экономии ресурсов.
Приведем пример. Компания выпускает некий напиток по определенному рецепту, который продается в нескольких объемах и видах тары. Это означает вариативность типоразмеров и упаковочных материалов, что усложняет цепи поставок, хотя жидкость внутри пластиковых, стеклянных и жестяных емкостей разного объема – одна и та же.
Зато при сокращении такой вариативности снижаются затраты на производство, маркетинг и логистику продукта, чем успешно воспользовались в момент кризиса наиболее успешные производители. Кроме того, вместе с упрощением улучшается управляемость цепей поставок.
Более того, в Procter & Gamble считают, что эти решения будут иметь долгосрочный положительный эффект: сейчас компания естественным образом избавилась от ряда товарных артикулов, продемонстрировавших наименьшую прибыльность.
Еще год назад известный производитель игрушек Mattel похожим образом оптимизировал свои цепи поставок, исключив явную избыточность: анализ показал, что на производстве при окрашивании игрушек задействовано 500 (!) оттенков красного цвета. Сократив эту и подобные цифры на 30%, компания смогла сэкономить 92 млн. долларов США.