Новости отрасли
Что нового? Август 2018
Казахстан и Россия экспериментируют с электронными пломбами; Турция решила копнуть поглубже: новый судоходный канал разгрузит Босфор; Строительству Северного широтного хода дан зеленый свет; Минэкономразвития очертило перспективы ВСМ в России; Международные контейнерные линии тестируют Севморпуть; Япония присматривается к Транссибу.
Казахстан и Россия экспериментируют с электронными пломбами
В течение сентября 2018 года таможенные органы Казахстана и России проведут эксперимент по использованию электронных пломб для опечатывания транзитных грузов, следующих из Восточно-Казахстанской области до пунктов таможенного оформления в Новосибирске и Алтайском крае. Для этого оператор – ООО «РТ-Инвест» – изготовит не менее 100 пломбировочных устройств, которые в ходе испытаний предполагается выдавать бесплатно. В ходе эксперимента будут задействованы имеющиеся ресурсы систем ГЛОНАСС и «Платон». Отмечается, что участие перевозчиков в тестировании электронных пломб будет исключительно добровольным.
Турция решила копнуть поглубже: новый судоходный канал разгрузит Босфор
Президент Турции Тайип Эрдоган хочет отметить столетие образования Турецкой Республики в 2023 году запуском нового судоходного канала между Черным и Мраморным морями – он объявил о готовности к реализации крупного инфраструктурного проекта, который предполагает использование акватории озера Кючюкчекмедже и строительство канала шириной 400 м, глубиной 25 м и протяженностью 43 км с суточной пропускной способностью 150-160 судов.
В настоящее время из-за перегруженности и сложных навигационных условий (в том числе сильных непредсказуемых течений) в проливе Босфор организовано реверсивное движение судов, то есть корабли поочередно пропускают то в сторону Черного моря, то в сторону Мраморного, поэтому судам зачастую приходится долгое время ожидать своей очереди на проход по проливу.
В перспективе Анкара планирует все грузовое судоходное движение переключить на новый канал, тем более что проектные параметры запроектированной водной артерии позволят пропускать суда большего водоизмещения, чем Босфор.
Следует отметить стратегическое значение нового Стамбульского канала: режим судоходства на Босфоре регулируется международной конвенцией Монтрё, в то время как проектируемый канал будет полностью под контролем Турции.
Строительству Северного широтного хода дан зеленый свет
Железнодорожная ветка Обская – Салехард – Надым будет построена на основании концессионного соглашения между Росжелдором и ООО «Северный широтный ход», которое должно быть оформлено до 8 сентября. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте Правительства России.
Благодаря строительству новой железнодорожной магистрали будет обеспечено транспортное сообщение между Ямалом и Уралом и прямой выход в Северо-Западный и Центральный ФО.
В рамках концессии будет построено более 350 км железнодорожного пути, мосты через реки Обь и Надым. Строительство СШХ запланировано на 2018-2023 годы. Прогнозируемый объем перевозок – 23,9 млн тонн, большую часть в нем составит газовый конденсат и нефтеналивные грузы, сообщает пресс-центр ОАО «РЖД».
Общая же протяженность дороги составит 686 км. ОАО «РЖД» в ходе реализации инвестиционной программы реконструирует примыкающие участки Северной и Свердловской железных дорог, в то время как ПАО «Газпром» достроит и запустит собственную железнодорожную линию Надым – Пангоды. Администрация ЯНАО, в свою очередь, проинвестирует сооружение автомобильной части моста через Обь и передаст в федеральную собственность земельные участки для строительства, предоставит льготы по налогу на имущество.
Минэкономразвития очертило перспективы ВСМ в России
План комплексного развития магистральной инфраструктуры для реализации майского указа, подготовленный Министерством экономического развития РФ, направлен на утверждение Премьер-министру Дмитрию Медведеву. В него входят 690 проектов по всем видам транспорта, туда же включены и 10 проектов ВСМ.
Исполнение плана намечено до 2024 года, объем финансирования оценивается на уровне 6,8 трлн.рублей, 3 из которых выделяется из федерального бюджета.
Как заметил ИА «РЖД-Партнер», сроки реализации ряда проектов, ранее обозначенных в Программе организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ до 2030 года, не совпадают с установленными Минэкономразвития в новом документе. Некоторые проекты из Программы (Тула – Орел – Курск – Белгород, Новосибирск – Барнаул, Владимир – Иваново, Ставрополь – Невинномысск – Минеральные Воды, Москва – Ярославль) вовсе не вошли в План Минэкономразвития.
Международные контейнерные линии тестируют Севморпуть
26 августа судно ледового класса MAERSK VENTA грузоподъемностью 3,6 тыс.TEU с грузом замороженной рыбы отправился из Владивостока по Северному морскому пути в направлении порта Санкт-Петербург.
Перевозка является экспериментальной и призвана прояснить экономические перспективы использования Северного морского пути в сопоставлении с традиционным маршрутом поставок продукции из Азии в Европу через Суэцкий канал.
Как известно, путь через Суэц почти вдвое длиннее и сопряжен с рисками при проходе вблизи берегов Сомали. В то же время, Северный морской путь открыт для навигации лишь 3 месяца в году, имеет небольшую пропускную способность и требует использования судов ледового класса либо сопровождения ледоколов.
MAERSK VENTA ожидается в месте назначения в конце сентября.
Япония присматривается к Транссибу
В преддверии IV Восточного экономического форума с участием премьер-министра Японии Синдзо Абэ будут проведены две экспериментальные мультимодальные отправки японских контейнерных грузов из портов Японии в Россию с использованием Транссибирской магистрали. В ходе теста японские бизнесмены смогут оценить стоимость доставки грузов в сравнении с существующими схемами морской и авиатранспортировки, ее скорость (японцам обещан срок доставки в пределах 14 дней, включая перегрузку и таможенное оформление), а также условия транспортировки – перевозимые контейнеры оборудованы множеством датчиков, фиксирующих температурный режим, влажность и уровень вибрации.
Результаты эксперимента и экономическую целесообразность использования данного маршрута Россия и Япония планируют обсудить в ходе ВЭФ в сентябре 2018 года.