Новости отрасли
Жизнь жуков
Биологические риски в логистике: как «безбилетные пассажиры» сорвали экспорт японских автомобилей в Новую Зеландию.
Трём судам, перевозившим автомобили и тяжелую технику из Японии в Новую Зеландию, было отказано в заходе в порт Окленд в середине февраля этого года. Помимо продукции машиностроения на борту были обнаружены полчища мраморных клопов.
Мраморные клопы, насекомые семейства щитников с характерным неприятным запахом. Эти жуки – вегетарианцы и неопасны для человека, однако прожорливы, плодовиты и являются серьезными сельскохозяйственными вредителями. В начале XXI века мраморный клоп широко распространился из Японии и Китая по территории Азии, Европы и Америки, и из-за устойчивости к большинству пестицидов и отсутствия у него естественных врагов за пределами первоначального ареала обитания численность его неконтролируемо растет. Именно они уничтожили половину урожая мандаринов в Абхазии в 2017 году.
В Новой Зеландии, которая представляет собой замкнутую экосистему с хрупким экологическим равновесием, биобезопасность – это национальный приоритет, значимость которого выше не только интересов бизнеса, но и сиюминутных проблем занятости населения. Инцидент со срывом сроков поставок автомобилей, зараженных мраморным клопом, это доказал в полной мере.
Собственная автомобильная промышленность зелёного королевства прекратила существование еще в 90-е годы прошлого века, и Япония в настоящий момент является крупнейшим импортером продукции автомобилестроения в Новую Зеландию с годовым объемом поставок 1,7 млрд.долларов США. Согласно официальной информации, задержанные суда везли более 10000 единиц новой и бывшей в употреблении автотранспортной техники, и еще как минимум 8000 единиц ожидали отгрузки в Японии.
Прошло более недели, прежде чем проблему удалось решить: клопов на кораблях поморили, портовых рабочих вернули из вынужденных отпусков, машины выгрузили и отправили по назначению.
Это не единственный эпизод обнаружения биологических угроз в новозеландском импорте. В 2012 году в партии автомобильного импорта из Японии были обнаружены яйца другого сельскохозяйственного вредителя, непарного шелкопряда, называемого «чумой деревьев».
В результате власти Новой Зеландии внесли изменения в процедуру импорта из Японии: если прежде санитарная обработка бывших в употреблении транспортных средств носила рекомендательный характер и, по оценкам Министерства базовых отраслей промышленности Новой Зеландии, выполнялась в 95% случаев, то с 21 февраля 2018 года она стала обязательным условием выполнения поставок.
Почему же выводы не были сделаны раньше, кто виноват в сложившихся обстоятельствах, и кто оплатит вояж «безбилетных пассажиров»?
Ситуацию прокомментировал директор по логистике ОТК «ЮниТранс» Артём Королёв:
– Данный случай можно определить как упущение всех участников логистической цепи. С одной стороны, новозеландцы должны были акцентировать внимание участников процесса на требованиях экологического контроля, одним из пунктов контракта указать обязательное прохождение ветеринарного контроля, проведение санитарной обработки груза и т.д.
С другой стороны, имея долгую историю торговых взаимоотношений с Новой Зеландией и зная о ранее возникавших проблемах, связанных с охраной биобезопасности, японской стороне стоило заранее позаботиться о соответствующем контроле и инсектицидной обработке поставляемых товаров. Это та самая ситуация, когда скупой платит дважды: сэкономив на сервисе и качестве предоставляемых услуг, поставщик расплачивается срывом сроков доставки, незапланированным простоем, репутационными издержками.
В то же время, если санитарную обработку груза, судна, экипажа провести не представляется возможным, то это можно классифицировать как биологический риск, который должен быть застрахован.