Новости компании
Внедрение ЭДО в России: достижения, барьеры и котики
Основные вехи, проблемы и перспективы внедрения электронного документооборота обсудили органы власти и бизнес на Международном форуме ЭДО-2023.
Международный форум по электронному документообороту состоялся 1 ноября 2023 года в Москве. В этом году форум объединил свыше 1,5 тысяч участников, около 160 компаний и 120 экспертов. О процессе внедрения ЭДО в России рассказали представители органов власти – Совета Федерации, ФНС России, Минтранса, Росалкогольтабакконтроля, – а также отраслевых ассоциаций и бизнеса.
«Россия ежегодно тратит около 3,5 триллионов рублей на бумажный документооборот. Создание, хранение и обработка документов на бумаге занимает у компаний в среднем до 65 часов в месяц, то есть около семи рабочих дней. Внедрение ЭДО исключает расходы на бумагу, печать и доставку, а также сокращает время на работу с документами на 80%. Бизнес в России понимает это, о чем свидетельствует рост популярности электронного документооборота: в первом квартале этого года поток передаваемых документов через операторов ЭДО вырос на 35%», — заявил заместитель руководителя ФНС России Александр Егоричев на Пленарной сессии, добавив, что на сегодняшний день чуть больше трети юрлиц в России — порядка 800 тыс. компаний — умеют работать в электронном виде в сегментах B2G и B2B. Он также анонсировал выпуск мобильной электронной подписи для руководителей организаций и предпринимателей: к концу года работа по ней будет завершена, и планируется, что уже в следующем году мобильное подписание документов через приложение на смартфоне станет доступным.
Директор департамента цифрового развития Минтранса РФ Дмитрий Скачков отметил, что министерство ведет активную работу по внедрению электронных документов в логистике. Сейчас технологию используют 63 региона, ежемесячно в системе обрабатывается 200 тысяч документов.
Одним из наиболее сложных для реализации направлений в ЭДО эксперты признали электронную перевозочную документацию. Это связано, прежде всего, со сложной схемой обмена и вовлеченностью в оформление нескольких участников. Кроме того, реальные перевозочные процессы не всегда строго соответствуют сценариям, прописанным в нормативной базе, — в частности, это касается работы экспедиторских организаций без собственного подвижного состава, – об этом говорил в своей презентации на сессии, посвященной ЭПД, представитель компании «Тензор» Роман Спиридонов. Острые проблемы внедрения были проиллюстрированы картинками с котиками, чтобы снизить накал страстей.
В ходе дискуссии был выдвинут ряд предложений по дальнейшему развитию и масштабированию внедрения электронной перевозочной документации.
Особое внимание участники уделили проблеме роуминга между операторами ЭДО. Представитель ФНС Александр Блитман представил таблицу взаимодействия операторов ЭДО по обмену разными типами документов.
Тем не менее, как справедливо отметила Ольга Федоткина из Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», в транспортно-логистической отрасли необходимо обеспечить роуминг по принципу «все со всеми», иначе малый и средний бизнес, коих в перевозках 65-70%, не будет заинтересован во внедрении ЭДО. Кроме того, требование к операторам ЭДО о поддержке роуминга необходимо ввести на законодательном уровне, считает О.Федоткина.
Представители ОТК «ЮниТранс» на Форуме ЭДО-2023 выступали в качестве слушателей. Наибольший интерес вызвала именно дискуссия «Электронные перевозочные документы: цифровизация логистической отрасли, тренды и барьеры».
«Нам как экспедитору, работающему с привлеченным автотранспортом, переход контрагентов на ЭПД также упростит жизнь и облегчит сбор и обмен документацией», — признала директор департамента взаиморасчетов ОТК «ЮниТранс» Светлана Кислинская по завершении мероприятия.
Представитель Минтранса Ян Комаха рассказал о предстоящем пилотном тестировании единой электронной заявки на организацию автомобильных и железнодорожных перевозок, в ходе которого будет обеспечено сопряжение системы ЭТРАН с ГИС ЭПД с участием операторов ЭДО.
Через полгода будут готовы форматы ЭПД для обеспечения морских и речных перевозок, ввести их в оборот планируют с 1 сентября 2024 года.
Также разрабатывается новая форма транспортной накладной, при ее введении планируется переходный период.
Эксперты отметили успехи представителей крупного бизнеса по внедрению ЭПД. Так, ПЭК до конца года планирует перевести на ЭТрН 40% всех рейсов. Х5 Transport начинает перевод транспортных накладных в электронный вид для внутригрупповых лог операций. Мосгортранс выпускает 7000 электронных путевых листов ежедневно.
Одной из главных тем Форума стала организация международного ЭДО. Были отмечены определенные успехи в плане предварительного информирования, что уже работает на ускорение прохождения грузами пунктов пограничного пропуска, а также организация электронных очередей на нескольких погранпереходах.
Для обеспечения трансграничного взаимодействия с применением ЭДО необходимо достичь единоообразия стандартов с соседями: состыковать форматы, используемые приграничными государствами для международной транспортировки грузов, обеспечить бесшовность применения транспортной накладной для международных перевозок, — об этом в видеовыступлении на Форуме говорил представитель Совета Федерации Артем Шейкин.
Уже сейчас ЭДО может применяться при ведении бизнеса с Белоруссией и Казахстаном. Плотное взаимодействие ведётся и с Китаем, но здесь полноценному внедрению ЭДО препятствует отсутствие нормативной базы для использования ЭДО в КНР: пока электронные документы не признаются самодостаточными и подлежат дальнейшей замене бумажными оригиналами. Учитывая, что на долю Китая приходится около 50% всех экспортно-импортных поставок, это значительно тормозит процесс массового перехода в цифру в международном сообщении.
«Если говорить о трансграничном ЭДО, пока мы все-таки находимся в начале пути. Сейчас международной поставкой грузов занимаются до 100 тысяч российских компаний. В пилоте с Китаем у нас участвует 10 компаний, и только одна прошла все стадии», — пояснил генеральный директор СКБ Контур Михаил Сродных. Он при этом подчеркнул, что скорость и масштабирование процесса в равной степени зависит от взаимных усилий всех участников — операторов ЭДО, рынка, ведомств.
«Мы пока не применяем ЭДО при организации международных перевозок, но как компания, работающая с Белоруссией, Казахстаном и Китаем, планируем внедрить его в ближайшей перспективе», — отметила С.Кислинская.
Отдельное внимание на Форуме было уделено вопросам внедрения ЭДО при перевозке спиртосодержащей продукции, подведены промежуточные итоги пилотного проекта Росалкогольтабакконтроля и Минтранса России, которые позволяют ввести обязательность применения электронных документов при обороте алкоголя с 1 июня 2024 года.
Практически каждый выступающий представитель органов власти подчеркивал, что государственные структуры ждут от бизнеса обратной связи относительно барьеров и сложностей при внедрении ЭДО, а также предложений по доработке отдельных форм цифровых документов – для их оптимизации не в ущерб полноте представляемых сведений. Так, ФНС создала на своем портале специальный раздел, посвященный переходу на электронный документооборот.