Новости отрасли
Что нового? Октябрь 2025

- Минцифры и Минтранс разрабатывают национальную транспортно-логистическую платформу «ГосЛог»;
- Беспилотники выходят на маршруты;
- Скорость на границе: ФТС запускает масштабную цифровизацию пунктов пропуска;
- Электронная очередь запущена на пункте пропуска «Верхний Ларс»;
- Кризис на границе Литвы и Беларуси;
- Superjet возрождается в Индии.
Минцифры и Минтранс разрабатывают национальную транспортно-логистическую платформу «ГосЛог»
Россия создает единую цифровую логистическую экосистему — национальную платформу «ГосЛог». Инициатива Минцифры и Минтранса призвана объединить всех участников рынка – от перевозчиков и экспедиторов до контролирующих органов.
Обязательный реестр экспедиторов начнет работу с 1 марта 2026 года. Регистрироваться на платформе должны все, кто оказывает экспедиторские услуги, независимо от наличия собственного транспорта. Критерием является соответствующий ОКВЭД.
Главный стимул для регистрации — серьезные штрафы за отсутствие в реестре. Юристы предупреждают: отбиться от них будет практически невозможно.
Беспилотники выходят на маршруты
Автомобиль «Яндекса» впервые в России проехал 400 км от Москвы до Тулы и обратно полностью без участия человека.
Беспилотник на базе нейросети успешно справлялся со сложными дорожными сценариями: объезжал препятствия и уступал дорогу. Это не просто эксперимент — технологии автономного вождения уже работают в грузоперевозках для сети «Магнит». А к 2026 году «Яндекс» планирует запустить в Москве целый парк роботакси.
Скорость развития впечатляет: путь от тестовых поездок до коммерческих перевозок пройден всего за несколько лет.
Скорость на границе: ФТС запускает масштабную цифровизацию пунктов пропуска
ФТС и Минтранс поставлена цель: к 2030 году в 25 пунктах пропуска внедрить типовой контроль длительностью не более 10 минут. Достичь таких показателей планируют за счет модернизации КПП, внедрения современных технических средств и создания единой цифровой платформы для всех ведомств.
Важным элементом стратегии является развитие международного сотрудничества. Уже работают «зеленые коридоры» с Китаем, Турцией и странами Средней Азии, а переговоры ведутся еще с рядом государств.
Параллельно ФТС реализует программу импортозамещения: в течение 5 лет все ПО и компьютерная техника будут отечественными. Это комплексный подход, который должен кардинально ускорить логистику на границе.
Электронная очередь запущена на пункте пропуска «Верхний Ларс»
С 1 октября для грузовиков на МАПП «Верхний Ларс» введена система электронной очереди. Это пятый по счету погранпереход в России, оборудованный такой системой.
Для проезда водителям необходимо заранее забронировать дату и время через портал ГИС ЭПД или терминалы самообслуживания, установленные на подъездных трассах. Все этапы бронирования бесплатны для перевозчиков.
Запуск электронной очереди на «Верхнем Ларсе» должен помочь устранить многокилометровые заторы и сделать логистику более управляемой и прозрачной.
Кризис на границе Литвы и Беларуси
С 29 октября Литва закрыла на месяц два последних автомобильных пункта пропуска на границе с Беларусью. Это спровоцировало транспортный коллапс: в очередях скопилось более 1600 фур на границе с Литвой и около 3500 — на границах с Польшей и Латвией.
Нагрузка на альтернативные направления резко возросла. Эксперты логистического рынка констатируют, что автомобильная доставка практически сравнялась по себестоимости с паромной перевозкой. Решение Литвы считают исключительно политическим, поскольку основной транзит в Калининградскую область уже давно переориентирован на порт «Бронка».
Superjet возрождается в Индии
Российская ОАК и индийская HAL подписали соглашение о производстве пассажирских самолетов SJ-100 в Индии. Это первое за несколько десятилетий производство полноценных пассажирских лайнеров на индийской территории.
Сделка знаменует возвращение Индии к созданию собственной авиатехники и станет важным вкладом в достижение страной самодостаточности в гражданской авиации. Производство укрепит частный сектор и создаст новые рабочие места.
Соглашение заключено на фоне возобновления производства самолета в России с импортозамещенными двигателями ПД-8. Для Индии это возможность revitalize региональные перевозки в рамках госпрограммы UDAN.
