Новости отрасли

Amazon проектирует безлюдную логистику будущего

23.10.2025
Изображение Безлюдные технологии Amazon

Гигант электронной торговли анонсировал внедрение еще трех технологий в сфере автоматизации логистических процессов.

В разгар всеобщей эйфории вокруг ИИ компания Amazon совершает тотальную революцию. За анонсами роботов-сортировщиков и умных очков для водителей скрывается фундаментальный сдвиг: транснациональный гигант и второй по величине работодатель США целенаправленно отходит от модели создания рабочих мест, характерной для крупных компаний, и начинает преобразование структуры занятости.

Видимая часть айсберга – новые технологии. В частности, три новые, анонсированные на этой неделе:

  • Blue Jay (робот-сортировщик). Это манипулятор, благодаря которому реальным становится создание «бесшовного роботизированного конвейера», где посылка от момента попадания на склад до упаковки не требует человеческих рук. Его внедрение в центрах доставки «день-в-день» — ключ к удешевлению самого дорогого сегмента доставки.

  • Eluna (AI-агент). Его роль эволюционирует от «помощника менеджера» до «диспетчера человеческих ресурсов». Eluna не просто «расшивает узкие места», а рассчитывает, сколько людей и на какое время нужно для работы в условиях кооперации с машинами, постепенно готовя инфраструктуру к полностью безлюдной модели работы.

  • AR-очки для водителей. Этот инструмент — классический пример автоматизации «последней мили». Пока роботы не могут автономно развозить посылки по местам назначения, компания максимально алгоритмизирует работу водителя, превращая его в исполнителя, управляемого цифровым интерфейсом.

За этими частными решениями стоит глобальная стратегия: по информации, просочившейся в прессу, к 2027 году Amazon готовится сократить план найма в США на 160,000 человек, и в перспективе, к 2033 году – на 600,000 сотрудников, при этом удвоив объем продаж.

Показательный пример – склад Amazon в Шревпорте, штат Луизиана. Здесь работает тысяча роботов, а количество сотрудников уже на четверть ниже, чем в неавтоматизированном аналоге. К 2025 году этот показатель планируется довести до 50%. К концу 2027 года такой шаблон будет внедрен на 40 объектах.

Драйвер этого движения — чистая математика. По оценкам Morgan Stanley, 40 автоматизированных фулфилмент-центров к концу 2025 года могут приносить до $4 млрд ежегодной экономии. Внутренние расчеты Amazon говорят о сокращении затрат на 30 центов с каждого собранного, упакованного и доставленного товара.

Эра безудержного роста за счет массового найма сменилась эрой гиперэффективности и рентабельности.

Такая трансформация не означает полного исчезновения человеческого труда, но радикально меняет его природу. Amazon активно инвестирует в программы переобучения, такие как мехатроника. В Шревпорте более 160 сотрудников работают робототехниками с почасовой оплатой от $24.45. Это на четверть выше, чем ставка рядового складского работника ($19.50). Получается, что компания создает высокотехнологичные вакансии, одновременно уничтожая огромный пласт низкоквалифицированных позиций.

Тем не менее, если расчеты оправдаются, и автоматизация покажет себя окупаемой в обозримой перспективе, то опыт Amazon станет шаблоном для всей индустрии. Как отмечает нобелевский лауреат Дарон Аджемоглу, «никто другой не имеет такого же стимула к автоматизации, как Amazon. Как только они найдут способ делать это прибыльно, это распространится на других».

Интерес представляет внутренняя директива Amazon по коммуникациям. Замена терминов «автоматизация» и «ИИ» на «передовые технологии» и «кобот» — это тонкая психологическая и политическая тактика управления репутацией, направленная на смягчение восприятия. Так, слово «кобот» (в отличие от «робота») создает иллюзию партнерства, отодвигая на второй план неизбежное вытеснение человека и сокращение рабочих мест.

Вопрос в том, готова ли к этому экономика, построенная на модели массовой занятости.