Новости отрасли
Старые новые логистические риски: прогноз на 2025 год
Топ-5 рисков в области управления логистическими цепями в наступившем году.
Мировая логистика и цепи поставок в 2025 году столкнутся с целым рядом потенциальных рисков, способных вызвать серьезные сбои и увеличить расходы. На фоне геополитических изменений, климатических аномалий и экономических колебаний необходимо быть готовыми к неожиданностям и иметь планы нивелирования их последствий. Рассмотрим ключевые факторы, которые будут влиять на логистику в 2025 году, и начнем с тенденций, которые перешли из предыдущего периода.
-
Профицит морских контейнерных мощностей
После периода ажиотажного спроса и высоких ставок на контейнерные перевозки в 2021-2022 годах, в 2025 году ожидается ввод в эксплуатацию большого количества новых контейнеровозов, заказанных в период бума.
Вкупе с некоторым снижением спроса на перевозки можно прогнозировать снижение фрахтовых ставок, усиление конкуренции между перевозчиками, а также многочисленные задержки и отмены рейсов в связи с отсутствием загрузки судов.
Как отмечают аналитики рынка, новые заказы на контейнеровозы чаще всего включают суда средней грузоподъемности, что связано одновременно и с ожидаемым профицитом перевозочных мощностей, и с переориентацией грузопотоков с крупнейших китайских портов на другие порты азиатско-тихоокеанского региона, не способные принять контейнеровозы-гиганты.
-
Забастовки в транспортном секторе
Забастовки в портах, на железных дорогах и в других секторах транспортной отрасли стали частым явлением в Европе и Америке, и эта тенденция сохранится в 2025 году.
Основные причины – это недовольство условиями труда и зарплатами на фоне инфляции, а также выступления профсоюзов против автоматизации логистических операций и сокращения рабочих мест.
На фоне нехватки квалифицированных кадров в транспортно-логистической отрасли, подобные выступления вынуждают компании увеличивать расходы на персонал и ограничивать темпы роботизации.
-
Природные катаклизмы
Экстремальные погодные явления, такие как ураганы, наводнения, засухи и лесные пожары, становятся все более частыми и разрушительными, создавая серьезные риски для логистических операций.
Так, этот год начался с аномальных снегопадов в Европе и Америке, в результате которых блокируются дороги, закрываются логистические центры и терминалы, нарушаются цепи поставок.
Засуха, доставившая множество проблем Панамскому каналу в последние 2 года, смягчилась, тем не менее, на мировую арену вышел персонаж, готовый доставить администрации панамского транспортного коридора немало волнений. Но об этом – в следующем пункте.
-
Геополитическая нестабильность и конфликты
Мы переходим в 2025 год с наследием военных конфликтов и напряжённости в разных регионах мира – это и СВО, и арабо-израильский конфликт, и нападения хуситов в Красном море. Продолжается политика введения санкций и торговых ограничений, усиливается протекционизм.
Избранный президент США Дональд Трамп уже озвучил свои планы в русле программы «Америка прежде всего» – и это не только повышение тарифного давления на КНР, как во время его прошлого президентского срока. Теперь в зоне риска – Канада и Мексика, Евросоюз (если не будет покупать у США достаточное количество СПГ), а также Панамский канал, высокие тарифы которого вызывают у Трампа непонимание и горячее желание вернуть транспортный коридор под полный контроль США.
-
Киберугрозы и атаки на логистические системы
С ростом цифровизации в логистике увеличивается и уязвимость к кибератакам. Логистические компании, оперирующие огромными массивами данных о грузах, маршрутах и клиентах, становятся привлекательной целью для киберпреступников.
Нестабильная геополитическая ситуация добавляет остроты ситуации и выводит вопрос кибербезопасности на государственный уровень: ожидается, что число кибератак различной направленности – блокировок IT-систем, взломов систем управления, краж и подмен данных – кратно возрастет в 2025 году.
В целом, 2025 год обещает стать сложным для мировой логистики. Компании, которые смогут адаптироваться к новым условиям, не только переживут эти вызовы, но и получат конкурентные преимущества. Для минимизации рисков в 2025 году бизнесу необходимо:
-
Диверсифицировать цепи поставок: не полагаться на одного поставщика или один маршрут транспортировки.
-
Использовать цифровые технологии: для отслеживания грузов, управления запасами и прогнозирования рисков.
-
Страховать риски: чтобы компенсировать возможные потери от задержек, повреждений или других непредвиденных событий.
-
Иметь планы на случай чрезвычайных ситуаций: для быстрой реакции на любые сбои в логистике.
-
Развивать партнерские отношения: с надежными логистическими операторами, способными адаптироваться к меняющимся условиям.