Новости отрасли
Мексика строит железнодорожную альтернативу Панамскому каналу за 8 миллиардов долларов
Заменит ли новый транспортный коридор нынешние маршруты?
Панамский канал, чудо инженерной мысли своего времени, спустя век после запуска уже не вызывает бурных восторгов. Проблемы с уровнем воды из-за засухи и ограничения судоходства в этом транспортном коридоре сподвигли Мексику вернуться к давней идее строительства более эффективного маршрута, соединяющего Тихий и Атлантический океаны.
Впервые этот путь был использован в 1907 году для наземной транспортировки судов из Тихого в Атлантический океан, но вскоре, в связи с революцией в Мексике, грузоперевозки по нему прекратились. С открытием в 1914 году Панамского канала, об этой магистрали забыли почти на полвека. Возродился железнодорожный маршрут при мексиканском президенте Андресе Мануэле Лопесе Обрадоре, а теперь стал основой для новой мультимодальной логистической схемы.
Многомиллиардный проект «Межокеанский коридор на перешейке Теуантепек» (Isthmus of Tehuantepec Interoceanic Corridor, или CIIT) в Мексике предусматривает не только строительство новых железнодорожных линий, но и комплексную модернизацию логистической инфраструктуры, включающую портовые мощности и промышленные парки.
Новый транспортный коридор обещает значительно стимулировать местную экономику, создавая рабочие места и привлекая международные инвестиции. Так, на сегодня объем правительственных инвестиций в проект достиг 6 млрд долларов, а международных – приближается к 2 млрд долларов.
Если сравнивать «на бумаге» 80-километровый Панамский канал и 300-километровый мексиканский Межокеанский коридор, то на прохождение первого требуется от 8 до 10 часов, а второго – лишь 6-7 часов. Даже если считать временные затраты на перевалку груза в крайних точках мексиканского коридора, на его прохождение уйдет не более 15 часов. С учетом ограничений в Панамском канале, когда очередь из судов растягивается на 2 недели, а право внеочередного прохода стоит миллионы долларов, победитель очевиден.
Тем не менее, пропускная способность Панамского канала остается вне конкуренции: железнодорожный маршрут через Мексику сможет освоить не более 5% межокеанского трафика. Но даже эта сравнительно небольшая доля принесет, по оценкам, неплохой прирост ВВП Мексики: от 3 до 5%.
Таким образом, даже мексиканские аналитики транспортного рынка не воспринимают CIIT в качестве прямого конкурента Панамскому каналу, полагая, что с растущим спросом на судоходные перевозки он имеет все шансы стать одним из вариантов для азиатско-американских перевозок, наряду с обходным путем через мыс Горн, и позволит более эффективно диверсифицировать маршруты мировой торговли.