Новости отрасли

Сыр с плесенью, вино старое: новые технологии на страже свежести товаров в цепях поставок

25.08.2023
Изображение Сыр продукты

Ученые разрабатывают способы контроля свежести продуктов питания на пути к покупателю.

Как известно, свежесть продуктов питания зависит не только от срока с момента производства. Важным фактором сохранения потребительских свойств товаров являются также условия хранения и транспортировки. К сожалению, даже на современном этапе развития прослеживаемости цепей поставок эти параметры не удается контролировать в полной мере.  Испорченный продукт не всегда можно идентифицировать по внешнему виду, в особенности при наличии непрозрачной упаковки – и исследователи во всем мире ищут способы информировать потребителя о нежелательности употребления в пищу продуктов с еще не истекшим сроком годности, но уже утративших своё первоначальное качество.

Тестируется целый ряд подходов к мониторингу качества продукции: нанесение специальной маркировки, использование датчиков кислотности, гидрогелей и другие технологии.

Так, разрабатываются датчики свежести, которые работают по принципу лакмусовой бумажки: нанесение меняет цвет под воздействием химических веществ, которые выделяют продукты, например, мясо и рыба, когда начинают портиться. При этом цвет индикатора будет постепенно меняться с зеленого («можно употреблять в пищу») на красный («в пищу непригодно») – такой подход реализован шведско-американской лабораторией Vitsab при разработке «Метки свежести» (Freshtag). Метка располагается внутри упаковки, но непосредственно не контактирует с продуктом, располагаясь на специальной мембране.

Молодой исследователь из Индии под руководством профессора университета Саутерн Методист, США, разработал более дешевую систему мониторинга качества пищевых продуктов, основанную на регистрации в них уровня ионов водорода. Ионы оказывают влияние на уровень кислотности продукта, что свидетельствует о степени их свежести. Эта информация передается с pH-датчиков в каждом звене цепи поставок при считывании RFID-метки на товаре. Эта технология имеет все шансы на широкое внедрение благодаря экономичности и малым размерам датчиков – всего 2х10 мм.

Есть и более радикальный подход: разрабатываются особые чернила для штрихкодирования товаров, которые под воздействием веществ-индикаторов ухудшения качества продуктов питания постепенно выцветают. К моменту, когда продукцию будет опасно употреблять в пищу, штрихкод с упаковки просто исчезнет, так что его будет уже невозможно продать покупателю.

Проблема пищевых отходов в мировом масштабе лишь подогревает интерес научного сообщества к проблеме, и недостатка в идеях нет. Тем не менее, их внедрение неизбежно столкнется со значительными финансовыми затратами и потребует большой работы по модификации упаковки пищевых продуктов.

По убеждению самих ученых, первой целевой аудиторией датчиков свежести должны стать производители премиальных продуктов питания – мяса, рыбы, дорогих сыров и т.п., для которых в обозримой перспективе вероятна окупаемость инвестиций в мониторинг свежести продукта благодаря снижению отходов.

Таким образом, датчики свежести могут расцениваться как инструмент интеллектуального управления цепями поставок продуктов питания. Со временем они даже могут полностью вытеснить привычную для нас маркировку срока годности пищевых продуктов.