Новости отрасли

Что нового? Ноябрь 2022

30.11.2022
Изображение Железнодорожный путь зима снег

Железнодорожные операторы просят компенсацию за удержанные за рубежом вагоны; российскую страховку для судовладельцев признают не везде; в России планируют создать Реестр перевозчиков и экспедиторов; в Санкт-Петербурге представлена концепция логистического терминала будущего; в Москве разработаны зарядные станции для электромобилей из отечественных комплектующих; сегмент «последней мили» переходит в руки маркетплейсов; грузооборот с Финляндией обеспечит частная железнодорожная компания.

Железнодорожные операторы просят компенсацию за удержанные за рубежом вагоны

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) внес в Министерство транспорта предложение подготовить проект постановления для компенсации операторам подвижного состава убытков из-за удержания части парка их грузовых вагонов на Украине и в Финляндии, сообщили «Ведомости».

По данным операторов, совокупно на Украине и в Финляндии застряло около 16 тысяч российских вагонов – это примерно 1,3% от общего парка грузовых вагонов РФ.

Напомним, на Украине вагоны российской принадлежности были экспроприированы на основании закона о принудительном изъятии собственности РФ и ее резидентов, а в Финляндии арестован подвижной состав, принадлежащий российским компаниям из санкционного списка Евросоюза.

Максимальная сумма компенсации оценивается железнодорожными операторами в 32 млрд рублей, а вопрос о ее предоставлении был поднят после решения правительства выплатить компенсации владельцам грузового автотранспорта, изъятого на территории Украины.

Российскую страховку для судовладельцев признают не везде

Российские судовладельцы сообщают о случаях отказа китайских компаний и чиновников признавать страховые документы, выданные в России. Об этом сообщил замминистра транспорта России Александр Пошивай на Российско-китайском энергетическом бизнес-форуме. При этом, отвечая на соответствующий вопрос журналистов, чиновник отметил, что в Индии и Китае признают российскую страховку «по большей части, но не все».

Тем временем, Турция признает страховой сертификат российских компаний для морских перевозок грузов, в том числе нефти.

Напомним, в мае 2022 года Великобритания и ЕС ввели запрет на страхование судов, перевозящих российскую нефть. Суда под флагом РФ, которым было отказано в страховании западными компаниями, были застрахованы отечественными страховщиками и перестрахованы в Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) в полном объеме по всем международным требованиям.

В России планируют создать Реестр перевозчиков и экспедиторов

Реестр перевозчиков и экспедиторов, который будет отражать степень благонадежности и рисковости участников автотранспортного рынка в зависимости от их налоговой дисциплины, планируется создать на базе Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО».

Предполагается, что в зависимости от налоговой дисциплины компании будут отнесены к зеленой, желтой или красной зоне риска. Показатели отраслевых бенчмаркеов, в соответствии с которыми будут ранжироваться участники рынка, будут выработаны ФНС совместно с представителями бизнес-сообщества.

Для включения в Реестр перевозчику будет необходимо подтвердить, что у него в собственности есть грузовые автотранспортные средства, а с профессиональными водителями заключен либо трудовой договор, либо договор ГПХ. Требования к экспедиторам пока не разработаны.

В Санкт-Петербурге представлена концепция логистического терминала будущего

На ежегодной конференции «Цифровая логистика: IT-решения для оптимизации бизнес-процессов и инфраструктуры» в Санкт-Петербурге экспертному сообществу была представлена концепция развития городского терминала Санкт-Петербург-Финляндский «Терминал РЖД 2.0».

Предполагается, что к 2025 году будет разработана и внедрена интерактивная карта терминала, которая позволит в режиме реального времени вести мониторинг работы терминала и состояния его механизмов, систему динамических тайм-слотов для повышения скорости обработки груза и автотранспорта на терминале и автоматического планирования количества персонала на смену, а также цифровой двойник терминала и другие проекты.

По словам начальника Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом Романа Агашина, Терминал РЖД 2.0. повысит безопасность работников, увеличит производительность труда и сделает перевозку грузов более прозрачной для клиентов.

В Москве разработаны зарядные станции для электромобилей из отечественных комплектующих

Столичное предприятие разработало зарядные станции для электромобилей, изготовленные полностью из отечественных комплектующих, сообщается на официальном сайте мэра Москвы.

«Новая разработка компании предназначена для зарядки аккумулятора электромобилей на городских или промышленных объектах, а также в домашних условиях. Одно из преимуществ устройства – компактность, оно весит 15 кг, его можно разместить на стене или другой вертикальной поверхности.

Благодаря влаго- и пылезащитным свойствам станцию можно использовать во всех климатических зонах страны.

Программная часть зарядной станции разработана в компании «Моситлаб», зарядный кабель – на заводе «Москабель», конструкция корпуса станции распечатана на 3D-принтере, расположенном на территории группы компаний «Москабельмет», остальные комплектующие также произведены на локализованных в России предприятиях.

Сегмент «последней мили» переходит в руки маркетплейсов

Российские интернет-магазины в 2022 г. стали отказываться от услуг логистических операторов и развивают свои системы доставки. Об этом говорится в ноябрьском исследовании Data Insight «Последняя миля для интернет-торговли» по итогам трех кварталов 2022 г.

По подсчетам аналитиков Data Insight, за три квартала 2022 года доля собственных служб доставки интернет-магазинов выросла на 11 процентных пунктов до 86%. Основной рост приходится на крупнейшие маркетплейсы – Ozon и Wildberries. В третьем квартале 2022 года их доля от всех служб доставки составила 75%, в то время как в 2021 году она равнялась 62%.

При этом себестоимость логистики растет, маржинальность падает. Курьерские службы вынуждены поднимать ценники или сокращать предложение, чтобы сделать операции прибыльными. Это приводит к консолидации на рынке логистики: закрываются небольшие курьерские службы, замораживаются стартапы, отмечается в исследовании.

Грузооборот с Финляндией обеспечит частная железнодорожная компания

Железнодорожный грузообмен с Финляндией не будет остановлен 5 декабря в результате прекращения приема грузов из России государственной компанией Финляндии VR Group, пишет ИА «РЖД-Партнер».

По словам представителя Октябрьской железной дороги, одна из финских частных железнодорожных компаний уже приступила к перевозкам грузов на основании заключённого договора.

Кроме того, переговоры ведутся и с другими альтернативными поставщиками услуг в сфере железнодорожных грузоперевозок.