Новости отрасли
Илон Маск: проблемы цепей поставок и дефицит лития ограничивают распространение электромобилей
Глава Tesla призывает предпринимателей делать бизнес на литии для аккумуляторов.
Проблемы с цепями поставок и сложности в получении необходимых объемов аккумуляторов замедлят распространение электромобилей в целом. Такое мнение высказал Илон Маск в ходе отчетной телеконференции по финансовым показателям Tesla за первый квартал 2022 года.
Tesla – один из многих производителей электрокаров, пострадавший от сбоя поставок в связи с дефицитом лития, ключевого компонента для производства аккумуляторов. Тем не менее, такие же проблемы наблюдаются и в смежных отраслях – например, у производителей солнечных батарей, их производство и внедрение тоже в значительной степени отстает от более ранних радужных прогнозов.
В целях диверсификации Tesla старается использовать аккумуляторы разного химического состава, и около половины выпущенных в первом квартале моделей электромобилей оснащены литий-железо-фосфатными аккумуляторами без содержания не менее дефицитных кобальта и никеля.
Несмотря на увеличение запаса аккумуляторов на производстве, этого недостаточно для удовлетворения спроса на электрокары. Напомним, в январе 2022 года Илон Маск уже говорил о негативном влиянии сбоев в цепях поставок на бизнес компании. Так, он объявлял о том, что Tesla не представит в 2022 году новые модели своих электромобилей из-за ограничений в поставках чипов.
Сейчас же, по словам Маска, дефицит лития становится основным сдерживающим фактором для наступления будущего устойчивой энергетики. Кроме того, в данный момент литий оказывает максимальное влияние на ценообразование готовой продукции, утверждает он.
При этом дело не в истощении природных запасов лития, а в отсутствии необходимых обогатительных мощностей, уверен Маск. Он призвал предпринимателей заняться добычей и обогащением лития для аккумуляторов, пообещав самую высокую доходность и сравнив этот бизнес с печатаньем денег.
Предвижу что-то вроде золотой лихорадки вокруг лития следующие год-два, – Мортен Лунд, Stoel Rives
Мортен Лунд из юридической фирмы Stoel Rives, специализирующийся на энергетическом секторе, в комментарии американскому изданию об управлении цепями поставок SupplyChainDive подтвердил, что цены на литий выросли в результате бурного развития индустрии электромобилей, однако расценивает это явление как временное, по аналогии с ситуацией дефицита кремния, от которого в недавнем прошлом страдала солнечная энергетика. Неожиданная популярность солнечных батарей обнаружила недостаточность производства кремния. Тем не менее, через три года после того, как недостающие мощности были введены в эксплуатацию, цены резко упали, вспоминает Лунд.
То же с литием. Электромобили прочно вошли в нашу жизнь, и это делает возможные инвестиции в добычу лития оправданными, говорит Лунд. «Предвижу что-то вроде золотой лихорадки вокруг лития следующие год-два… и это обвалит цены на литий, что, в свою очередь, подстегнет дальнейшее развитие производства аккумуляторов и электромобилей», – утверждает эксперт.