Новости отрасли
ТрансРоссия 2022: логистика под санкциями
Эксперты обсудили решения по выводу отрасли из кризиса.
14 апреля завершилась 26-я международная выставка TransRussia/ТрансРоссия 2022, крупнейшее в России мероприятие в сфере грузоперевозок и логистических технологий. В результате санкционного давления география участников сузилась даже по сравнению с «ковидным» 2021 годом: представлено лишь 16 стран, организаторы не досчитались в этом году заметного числа бессменных экспонентов прошлых лет. Значительное выставочное пространство занимают китайские компании, при этом отсутствуют стенды европейских морских портов, международных транспортно-логистических компаний, национальные павильоны "недружественных" государств.
Вопреки всему зафиксирован беспрецедентный интерес к мероприятию: немногим менее 19 тысяч посетителей – это почти в полтора раза больше, чем в 2021 году, и в 3 раза – чем на «доковидной» ТрансРоссии 2019. Рекордная за многие годы посещаемость в полной мере отражает текущие тенденции транспортно-логистической отрасли: по признанию ряда игроков рынка как автомобильных, так и железнодорожных перевозок, в последнее время резко возросло число обращений новых клиентов к отечественным транспортно-экспедиторским и логистическим компаниям, у которых отсутствует риск прекращения деятельности на территории России. В то же время, основным критерием выбора логистического подрядчика становится не стоимость или качество оказания услуги, а принципиальная возможность её осуществления.
На фото: Панельная сессия «Логистика под санкциями: как поедут, поплывут и полетят грузы». Слайд из презентации коммерческого директора NAWINIA Александра Галкина
Именно о поиске новых путей и возможностей осуществления экспортно-импортных грузоперевозок шла речь 14 апреля на панельной сессии «Логистика под санкциями: как поедут, поплывут и полетят грузы».
Многие участники рынка грузоперевозок рассматривают текущую ситуацию в русле продолжения и развития кризиса, начавшегося в 2019-2020 годах в результате пандемии. В частности, такую позицию озвучил глава ТА «Суперчартер» Дмитрий Никулин. При этом эксперты полагают, что отрасль начала процесс адаптации к кризисным явлениям 1,5-2 года назад и, например, в сфере контейнерного сообщения с КНР, по мнению руководителя коммерческого департамента АСЕХ Артема Багдасаряна, уже наметился некоторый прогресс благодаря снижению стоимости и выходу на российский рынок ряда новых китайских перевозчиков.
Генеральный директор «Оптималог» Георгий Властопуло рассказал о нескольких вариантах ввоза товаров из недружественных стран в условиях эмбарго: прямом и косвенном реэкспорте, ложном транзите и ввозе через третьи страны. Все эти способы работают, хотя и в разной степени ведут к удорожанию продукта для конечного потребителя в связи с участием посредников, взиманием дополнительных таможенных платежей и усложнением логистики, к тому же существует риск исчерпания этих возможностей в случае введения Россией зеркальных санкций в отношении иностранных перевозчиков либо введения недружественными странами вторичных санкций в отношении стран-экономических партнеров России.
В сфере автомобильных грузоперевозок, по наблюдениям коммерческого директора «ТРАСКО» Алексея Чинякова, вполне ожидаемо происходит переориентация на внутренний рынок с повышением конкуренции на внутрироссийских маршрутах и возможным демпингованием. Также в «ТРАСКО» фиксируют повышение влияния на рынке транспортных бирж и экспедиторских организаций. Есть и позитивные моменты – снижение дефицита водителей из-за ухода с российского рынка зарубежных игроков, а также активный выход на рынок грузоотправителей в поисках новых подрядчиков.
Эксперты исследовательского агентства M.A. Research наметили ряд решений для нивелирования последствий санкций. В своем выступлении управляющий партнер M.A. Research, член Совета Гильдии логистических операторов Людмила Симонова предложила следующие направления выхода из сложившегося кризиса транспортно-логистической отрасли: это расширение существующих и создание новых транспортных коридоров на юге и востоке страны, создание необходимой инфраструктуры на этих направлениях, включая погранпереходы, СВХ и терминалы, организация совместных предприятий и центров, нацеленных на обеспечение трансграничных поставок, усиление работы автотранспорта для разгрузки сухопутных погранпереходов, поиск новых поставщиков и импортозамещение оборудования и транспортных средств. Также в M.A. Research считают необходимым обеспечение льготного кредитования и лизинга транспорта, упрощение таможенных процедур и снижение налогового бремени для транспортников.
Очевидно, что транспортно-логистической отрасли предстоит нелегкий процесс трансформации в новой экономической реальности, пережить который смогут не все сегодняшние игроки, тем не менее, ситуация далека от безвыходной. ТрансРоссия 2022 стала экспертной площадкой, которая очень своевременно включила отрасль в масштабную дискуссию по поиску решений для продолжения и развития бизнеса.
Фото: ОТК "ЮниТранс"