Новости отрасли
Gartner: только у 17% компаний цепи поставок готовы к кризисам
Аналитики назвали основные отличия «крепких» цепей поставок от «хрупких».
По мнению аналитиков Gartner, пандемия COVID-19 обозначила явное разделение цепей поставок на «крепкие» и «хрупкие» в зависимости от их жизнеспособности в кризисные периоды: хрупкие в кризис сосредоточены на выживании в краткосрочной перспективе, в то время как крепкие рассматривают такие явления как переломный момент для повышения ценности цепи поставок для бизнеса.
«В будущем кризисы будут случаться чаще, и цепи поставок должны быть в состоянии справиться с тем, что ждет впереди», – Саймон Бейли, Gartner
Говоря о кризисе, старший директор-аналитик цепей поставок Gartner Саймон Бейли имеет в виду не краткую ситуацию, но продолжительную тенденцию, которая еще будет нарастать по мере обострения таких факторов, как изменение климата, политический дисбаланс сил в мире и многих других. «В будущем кризисы будут случаться чаще, и цепи поставок должны быть в состоянии справиться с тем, что ждет впереди. Многие менеджеры цепей поставок это осознали и подготовили свои организации соответствующим образом», – утверждает он.
Соответственно, в кризисные периоды крепкие цепи поставок оказываются вне конкуренции. По подсчетам Gartner, только 17% современных цепей поставок можно признать достаточно крепкими.
Их ключевые отличия следующие:
-
внимание к структурным изменениям
Наиболее значимыми кризисами для крепких цепей поставок являются фундаментальные структурные сдвиги, такие как появление на рынке новых технологий или изменение конкурентной динамики.
В то же время хрупкие цепи поставок будут остро реагировать на оперативные изменения, такие как колебания спроса и предложения. В попытке справиться с этими факторами, они упускают из вида и собственные долгосрочные цели, и структурные изменения рынка, которые могли бы использовать себе во благо.
По убеждению Саймона Бейли, не вид кризиса определяет степень его воздействия на цепи поставок, а именно тип цепи поставок определяет, насколько она будет подвержена тому или иному кризису.
-
инвестирование в долгосрочные стратегии
Наиболее заметное различие крепких и хрупких цепей поставок состоит в их отношении к собственным долгосрочным стратегиям и к инвестированию в них. Большая часть организаций с крепкими цепями поставок сохраняют стратегическое инвестирование в кризисные периоды, в то время как компании с хрупкими цепями поставок отдают приоритет годовым показателям, при этом урезая стратегические инвестиции.
Саймон Бейли убежден, что в кризисные периоды не следует в экстренном порядке урезать инвестиции, поскольку это ставит под удар как краткосрочную, так и долгосрочную эффективность. Напротив, оптимизация затрат должна представлять собой непрерывный процесс в управлении цепями поставок, а принимаемые в этом отношении решения должны учитывать все оперативные процессы фулфилмента – отказоустойчивость, риски и развитие.