Новости отрасли
Что нового? Апрель 2021
На дорогах России будет больше скорость и меньше водителей; расширение жд магистралей обойдется дороже; страсти вокруг Босфора; готовится запуск основной части МТК «Север – Юг»; Росатом и ТМХ будут развивать водородный транспорт.
На дорогах России будет больше скорость и меньше водителей
Правительство обсуждает проект «Агрессивное развитие инфраструктуры».
Согласно нему, к 2030 году в России планируется построить более 4,8 тыс. км новых автострад, чтобы ускорить сообщение между населенными пунктами и создать инфраструктуру для беспилотного и электрического транспорта на всей опорной сети автодорог. Результатом мероприятий будет практически двукратное сокращение времени в пути между столицами регионов. Предполагается, что к этому времени на долю беспилотного транспорта будет приходиться около 2% дорожного трафика.
Так, строительство в рамках коридора Европа – Западный Китай дороги Москва – Казань к 2024-му сократит время в пути между городами с 12 до 6,5 ч, а в случае продления трассы от Москвы до Екатеринбурга – с 24 до 12 ч. К 2030 году строительство Юго-Западной хорды может сократить время в пути из Уфы в Краснодар с 24 до 12 ч. А трасса «Меридиан» могла бы сократить время транзита по России грузов из Шанхая в Гамбург с двух дней до 20 ч, пишет ИА «РЖД-Партнер.ру».
Кроме того, продолжится развитие ВСМ, будет проложено более 4,6 тыс. км новых железнодорожных путей. Скоростные поезда, в частности, должны также сократить дорогу из Москвы в Адлер с 24 до 12 ч. А строительство Северного широтного хода обеспечит дополнительные 20 млн т грузов между Сабеттой и Санкт-Петербургом.
Расширение жд магистралей обойдется дороже
В конце 2020 – начале 2021 года стоимость контейнерной доставки грузов между Азией и Европой по железной дороге впервые оказалась ниже, чем доставка по морю, и тенденция усугубляется. Это способствует более чем двукратному увеличению железнодорожного транзита через территорию РФ, в том числе по БАМу и Транссибу.
В то же время второй этап модернизации Восточного полигона – расширение Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба, – который предполагает увеличение их пропускной мощности со 144 млн до 180 млн т в год, может подорожать на 40 млрд руб., до 760 млрд руб., из-за роста цен на стройматериалы.
Страсти вокруг Босфора
Турция заявила о планах в скором времени приступить к строительству альтернативного Босфору канала, соединяющего Черное и Мраморное море, несмотря на противодействие оппозиции. По словам Р.Эрдогана, большая часть подготовки к проекту закончена, в том числе выполнен отчет о воздействии на окружающую среду.
На новый водный путь не будет распространяться действие конвенции Монтре, обеспечивающий беспрепятственный проход иностранных кораблей через Босфор.
В то же время консорциум китайских компаний приобретает 51% оператора платной турецкой автострады Северная окружная автодорога, в которую входит один из мостов через Босфор – мост им. Явуза Султана Селима вместе с подъездными трассами. Сумма сделки составит около $700 млн.
Готовится запуск основной части МТК «Север – Юг»
В Иране в ближайшие месяцы закончит строительство железной дороги Захедан – Хаш, в результате чего будет завершена основная часть транспортного коридора Север – Юг.
Дорога на 90% будет занята перевозкой грузов и на 10% – пассажиров. Она создает восточный коридор, подключающий порт Чабахар к сети железных дорог Ирана и странам Центральной Азии. Это также обеспечит в будущем выход к строящемуся иранскому порту Макран у границы с Пакистаном.
Тем временем между портом Астрахань и Ираном формируется тестовая контейнерная линия.
Грузовая база МТК «Север-Юг» оценивается на уровне 25-41 млн тонн в год. По нему могут перемещаться грузы химической промышленности, сельского хозяйства, металлопродукция, грузы, перевозимые в контейнерах. Протяженность МТК «Север-Юг», который соединит Индийский океан с Россией и Европой, составит 7 200 км. Грузы из Индии будут морем доставляться в иранский порт Бендер-Аббас. Оттуда поездом – в порт Бендер-Энзели, затем – в Астрахань и далее железной дорогой в Европу. Данный маршрут станет более дешевой и короткой альтернативой поставкам через Суэцкий канал. Средние сроки доставки из Мумбаи в Москву сократятся на 20 дней, а издержки – на 30-40%, пишет Logirus.ru.
Росатом и ТМХ будут развивать водородный транспорт
Дочерние компании Росатома и Трансмашхолдинга намерены создать совместное предприятие для развития железнодорожного транспорта на водородных топливных элементах. Проект подразумевает создание заправочной инфраструктуры и поставку энергетических установок для поездов на водородных топливных элементах. Первым плацдармом реализации проекта станет Сахалинская область.
В ТМХ уверены, что водородное топливо является одной из основ энергетики будущего и позволит существенно снизить воздействие транспорта на окружающую среду.
Напомним, что ранее РЖД заявляла об отказе от закупок дизельных локомотивов с 2025 года в пользу более экологичных видов тягового состава, в том числе с использованием водородных топливных элементов.