Новости отрасли
Новый экзамен для логистов: цепи поставок противоковидной вакцины
Логисты наладили снабжение населения товарами повседневного спроса в период коронавирусных ограничений и принимают новый вызов.
Итак, в мире уже зарегистрированы первые противоковидные вакцины, даны обещания по объемам производства и срокам обеспечения ими населения. Дело за малым: найти в нужном объеме все химические компоненты и тару, запустить производство в необходимых масштабах и организовать дистрибуцию с соблюдением всех требований по транспортировке и хранению. У логистов здесь две разнонаправленные задачи: снабжение производства и организация дистрибуции готовой продукции.
Задача №1: закупочная логистика
Уже на этом этапе наблюдаются сложности. Россия, первая зарегистрировавшая вакцину против COVID-19 и обещавшая 30 млн доз уже к началу 2021 года, теперь снизила планку: к концу декабря вряд ли будет произведено многим более 7 млн доз вакцины. В выпуске принимают участие три производственных предприятия, сырье поступает главным образом из КНР, ампулы едут из Германии.
С проблемами при масштабировании производства столкнулась и компания Pfizer, производитель альтернативной вакцины против COVID-19. Изначально в планах был выпуск 50 млн. доз до конца года, однако по словам руководства к новому году будет выпущено лишь "несколько миллионов доз", без уточнения цифры. В компании поясняют, что производство столкнулось с определенными задержками, в том числе в цепях поставок, но в следующем году отставание будет устранено.
Задача №2: распределительная логистика
Далее необходимо обеспечить доставку вакцин по назначению непосредственно после выпуска. Предновогодний аврал, в этом году характеризующийся повышенной загруженностью доставочных мощностей из-за противовирусных ограничений, сократил количество доступных транспортных ресурсов даже без учета специфических требований к перевозке высокочувствительного товара. При этом требования к транспортировке вакцин довольно высоки: например, вакцина производства Pfizer и BioNTech должна храниться при температуре -700С, а вакцина выпуска Moderna Inc. - при -200С.
В отсутствие морозильных мощностей нужные условия обеспечивает сухой лед. И здесь перевозчики столкнулись, во-первых, с недостаточным предложением хладагента - ведь существующие ресурсы были рассчитаны на обеспечение сложившихся цепей поставок скоропорта и медикаментов, а во-вторых - с ограничениями по перевозке сухого льда в транспортных средствах, например, в самолетах, из-за токсичности паров диоксида углерода для человека.
Авиакомпании просят увеличить лимиты для диоксида углерода на грузовых рейсах, а также ищут для перевозок подходящие модели воздушных судов с изолированными вентиляционными контурами у грузового отсека и кабины пилотов, например, как у АН-124. Тем временем производители сухого льда инвестируют в производство, чтобы максимально нарастить объемы, а логистические операторы обустраивают "морозильные фермы" из портативных блоков для хранения вакцин при ультранизких температурах.
Несмотря на все сложности, первые партии вакцин уже поступили в медицинские учреждения в ряде стран.