Новости отрасли

Вне закона: автономные суда выйдут в море?

05.07.2019
Изображение Судно без экипажа

Когда регуляторы не успевают за техническим прогрессом.

На прошлой неделе в мировой транспортной отрасли произошел любопытный прецедент: Китайская судостроительная корпорация (CSIC) построила и передала заказчику первый в мире нефтяной танкер «Кайджен», поддерживающий технологию автономного управления, при этом владелец судна пока не сможет полноценно использовать его в безэкипажном режиме.

Причина этого – неготовность законодательства к вводу в эксплуатацию беспилотных судов: технический прогресс значительно опередил процесс законотворчества.

Простой пример: в международном морском праве судно без экипажа считается покинутым, и нашедший может предъявить на него права. Но основную озабоченность экспертов Международной морской организации (IMO) вызывают вопросы безопасной навигации – регуляторы еще только готовятся к длительному процессу написания правил безопасности автономного судоходства, и им придется предусмотреть все возможные моменты, связанные с алгоритмом действий в аварийных ситуациях и распределением ответственности. «Автономные суда – это как беспилотные Google-автомобили, только намного сложнее», – цитировал генерального секретаря IMO Китака Лима Wall Street Journal в июне текущего года.

«Автономные суда – это как беспилотные Google-автомобили, только намного сложнее», - Китак Лим, генеральный секретарь IMO.

И если в 2017 году компания Rolls-Royce, активно развивающая беспилотные технологии, предсказывала выход судов без экипажа в море уже к 2020 году, то сейчас можно с определенностью утверждать, что этот прогноз не оправдается: IMO пока не готова делать официальные заявления о сроках разработки необходимых нормативных документов.

«Я понимаю, что судовладельцы при размещении новых заказов думают о беспилотных судах, - признал господин Лим. – Но им придется подождать будущего года, когда мы сможем определить некие временные рамки».

Тем временем, автономные технологии морских перевозок разрабатываются параллельно во многих странах: в Норвегии с сентября 2017 года идет строительство контейнеровоза Yara Birkland, британский Rolls-Royce развивает технологии дистанционного управления кораблями, в России создана дорожная карта развития морского беспилотного транспорта «Маринет», в Евросоюзе в рамках исследовательского проекта MUNIN создается беспилотный балкер, а японская Nippon Foundation планирует увеличить инвестиции в роботизированные судоходные технологии до 9 млрд.долларов к 2040 году.

Все эти реалии диктуют изменение законодательства хотя бы на уровне национальных регуляторов, что сделать значительно быстрее и проще, нежели в международном масштабе.

Поэтому ближайшая перспектива эксплуатации беспилотных судов может ограничиться территориальными водами государств, национальное законодательство которых окажется наиболее гибким.