Новости отрасли
Что нового? Ноябрь 2018
Цена цифровизации; Беспилотники заказывали? Кому нужны вагоны; На чужую платную дорогу со своим транспондером; ВСМ бьют рекорды; Новые морские пути.
ЦЕНА ЦИФРОВИЗАЦИИ
ОАО «РЖД» намерено всерьез заняться цифровой трансформацией и выделяет на это 150 млрд руб. до 2025 года. В планах компании – формирование абсолютно новой бизнес-модели. По словам главы компании Олега Белозёрова, к 2025 году ОАО «РЖД» планирует увеличить долю услуг в грузовой перевозке, оформленных в электронном виде, до 75%, долю продаваемых билетов в дальнем следовании до 70% и долю электронных документов – до 90%.
Среди уже реализованных проектов в рамках цифровизации был назван запуск ЭЦП «Грузовые перевозки», участие в котором принимала и ОТК «ЮниТранс».
Напомним, что Минтранс в ноябре также объявлял о планах по созданию единого цифрового пространства транспортного комплекса к 2024 году. В числе приоритетов деятельности были названы интеграция в мировое транспортное пространство, эффективное управление инфраструктурой и беспилотные технологии.
БЕСПИЛОТНИКИ ЗАКАЗЫВАЛИ?
Тема беспилотных технологий получила в ноябре дополнительное раскрытие. В то время как ОАО «РЖД» в лице замначальника по развитию Дирекции тяги Николая Михальчука делилось планами внедрения на сети к 2030 году локомотивов на дистанционном управлении, в Австралии ловили сбежавший автономный поезд: улучив момент, когда машинист вышел осматривать вагон, состав начал самопроизвольное движение и успел преодолеть более 92 км со средней скоростью 110 км/час, прежде чем операторам в центре управления удалось вызвать его крушение в пустыне.
Тем временем в России готовятся к эксперименту по эксплуатации беспилотников на дорогах общего пользования с 1 декабря 2018 года, и даже разработали для них специальный знак – буква «А» в красном треугольнике.
КОМУ НУЖНЫ ВАГОНЫ
Как подсчитали в АНО «Институт проблем естественных монополий», потребность в закупках новых грузовых вагонов российскими операторами в 2019-2030 годах составит от 400 до 550 тысяч единиц, при этом объем российского рынка вагоностроения в эти годы прогнозируется на уровне 1,1-1,5 трлн рублей.
Прогноз потребности в подвижном составе эксперты обосновывают ожидаемым массовым списанием разных типов вагонов после 2026 года.
Но пока 2026 год не наступил, Уралвагонзавод приостановил выпуск инновационных вагонов. На предприятии поясняют, что производственные мощности не рассчитаны на одновременный выпуск инновационных и стандартных вагонов, поэтому на производстве планируется последовательный выпуск этих видов продукции. В настоящий момент ведется производство обычных вагонов в объеме поступивших заказов.
Зато НПК «ОВК» победила в тендере Deutsche Bahn на поставку сочлененных фитинговых платформ Sggrs80. В первом полугодии 2020 года планируется поставка 130 вагонов, но в компании надеются на дальнейшее продолжение поставок.
НА ЧУЖУЮ ПЛАТНУЮ ДОРОГУ СО СВОИМ ТРАНСПОНДЕРОМ
В 2019 году на платных дорогах, находящихся в ведении ГК «Автодор», ООО «Магистраль северной столицы» и АО «Западный скоростной диаметр» станет можно использовать устройства автоматической оплаты (транспондеры), выпущенные любой из трех указанных организаций, при этом установленные скидки и льготные тарифы будут применяться при оплате любым транспондером. Соответствующий меморандум три указанные компании подписали в рамках «Транспортной недели – 2018».
ВСМ БЬЮТ РЕКОРДЫ
Ноябрь 2018 года был богат на рекорды в сфере транспорта в разных уголках планеты.
Так, Китай объявил о строительстве первого в мире подводного тоннеля для высокоскоростных поездов. Протяженность тоннеля под морским дном составит 16,2 км. Он станет частью линии Нингбо – Чжоушань, общая длина которой 70 км. Скорость движения на линии составит 250 км/ч, что сократит время в пути между городами в 3 раза – с 1,5 часов до 30 минут.
В Чехии же уже ввели в эксплуатацию самый длинный железнодорожный тоннель протяженностью 4150 метров. Ожидается, что реализация проекта, на который было затрачено 261 млн евро, ускорит пассажирские перевозки между Прагой и Пльзенем, а также облегчит транзитный грузопоток из Германии в Словакию через Чехию. Пока скорость в туннеле ограничена 120 км/ч, но со временем будет увеличена до 200 км/ч.
Африка тоже присоединилась к железнодорожной гонке: в ноябре на континенте запустили первую высокоскоростную железную дорогу. Страной-пионером стала Марокко, в эксплуатацию введена линия Танжер – Касабланка. В ходе первых испытаний зафиксирован максимум скорости 275 км/ч, впоследствии скорость на ВСМ составит до 320 км/ч. Это позволит сократить время в пути между городами в 2-3 раза.
НОВЫЕ МОРСКИЕ ПУТИ
Россия, Иран и Индия все же намерены перестроить логистику в азиатском регионе и запустить международный транспортный коридор Север – Юг, который станет альтернативой Суэцкому каналу. Маршрут протяженностью 7,2 тыс. км соединит Индийский океан с Россией и Европой.Первый отрезок пути проходит по морю из Индии в иранский порт Бендер-Аббас, далее грузы доставляются сушей в порт Бендер-Энзели на Каспийском море и переправляются морем в Астрахань, откуда отправляются в Европу железной дорогой.
Ожидается, что транспортировка по новому маршруту будет на 30–40% быстрее, чем через Суэцкий канал.
Тем временем Белоруссия тоже примеряет морские пути. Страна объявила о планах стать морской державой, и в этом ей должны помочь турецкие партнеры, рассматривающие совместные проекты строительства порта на Днепре в Брагинском районе Гомельской области. Выход к Черному морю на территории Украины даст Белоруссии возможность отправлять грузы судами «река-море» и доставлять их более чем в 20 стран черноморского бассейна.