Новости отрасли

Тарифные войны и санкции: их влияние на мировой транспортный рынок (продолжение)

20.07.2018
Изображение Иран

Часть 2. Иран.

Политическая напряженность между государствами всегда быстро переходит в экономическую плоскость, что мы вновь наблюдаем последние недели на примере США и Ирана.

Оставив в стороне расстановку политических сил, сконцентрируемся на транспортно-логистических проблемах, напрямую с этим связанных.

Белые начинают и…

Что касается основного источника дохода Ирана – экспорта нефти – США заявляет о намерении свести его к нулю. В ответ Иран грозится перекрыть 54-километровый Ормузский пролив – «бутылочное горлышко», через которое нефть из стран Персидского залива поступает покупателям в Китай, Японию, Индию, Южную Корею, Сингапур и другие страны – порядка 20% мировой добычи нефти идет этим путем.

Персидский залив

Блокада полностью лишит выхода в Индийский океан танкеры из Бахрейна, Катара и Кувейта. У Саудовской Аравии, ОАЭ и Ирака есть альтернативные выходы к морю и работающие трубопроводы, но в настоящий момент они используются не более чем в 20% нефтяных экспортных схем. Осложняет положение ограниченная пропускная способность портов в Красном море и Аденском заливе, а также то, что большинство нефтеналивных терминалов Саудовской Аравии расположены именно на побережье Персидского залива.

По оценке Vygon Consulting, возможна частичная переориентация поставок на трубопроводный транспорт, который сейчас задействован в среднем на треть мощности. Аналитики сходятся в том, что в случае блокады Ормузского пролива мировые объемы экспорта нефти сократятся на 15-20%, что вызовет очередной виток нефтяных цен.

Нефтяной танкер

Возможное увеличение добычи нефти другими странами ОПЕК и Ливией вряд ли будет способно нивелировать ситуацию, учитывая снижение добычи в Венесуэле и забастовки нефтяников в Норвегии.

При таком сценарии США может лишиться 1 млн барр. импортируемой нефти в сутки – более 13%. Еще больше пострадает Китай: 20% нефти в КНР поступает через Ормузский пролив.

Слухи о транспортной блокаде сильно преувеличены?

В связи с перспективой возобновления санкций США против Ирана и перед лицом угрозы введения вторичных санкций некоторые глобальные судоходные линии – Maersk Line, MSC, CMA CGM – прервали сообщение с Ираном и критикуют тех, кто пока не поддержал «транспортную блокаду».

Такой шаг разрушает схемы поставок широкой номенклатуры товаров по морю, которые только наладились с момента снятия предыдущей волны санкций в 2015 году.

Тем грустнее, что альтернативные транспортные пути недостаточно развиты для обеспечения всех поставок и тем более для реализации транзитного потенциала Ирана. Так, международный транспортный коридор «Север – Юг», на использование которого руководство страны возлагает большие надежды, не сможет функционировать в полную силу как минимум до 2021 года, когда будет достроен железнодорожный участок, проходящий по иранской территории до границы с Азербайджаном, инвестировавшим в строительство 500 млн. долларов. Пока же в ходе тестовых перевозок грузов из Индии в Европу товары приходилось перегружать на автотранспорт для следования по территории Ирана и возвращать на рельсы в Астаре – такая логистическая схема не очень привлекательна. Более того, буквально на днях фирма Siemens объявила об отмене контрактных поставок современного тягового и подвижного состава в Иран в связи с санкциями.

МТК "Север-Юг"

В ходе выставки Transrussia/Translogistica в апреле 2018 года в Москве вице-президент Иранских железных дорог Бабак Ахмади презентовал еще два варианта МТК «Север – Юг»: через каспийский порт Амирабад и строящийся Анзали. Иран даже готов предоставлять в этом случае 50-процентные тарифные скидки. Тем не менее для более активного использования транспортного сообщения на Каспии необходимо развитие и увеличение портовых мощностей всех прикаспийских государств.

Между тем, ЕАЭС заключил в мае временное торговое соглашение с Ираном на 3 года. Его результатом должна стать минимизация таможенных пошлин и активизация торговли целым рядом товарных позиций. Для экспортно-импортных операций с ЕАЭС планируется использовать транспортный коридор через Армению. Были разговоры и об установлении грузового авиасообщения по маршруту Тегеран – Махачкала.

В начале месяца было объявлено о начале реализации контракта ОАО «РЖД» по электрификации участка железной дороги Гармсар – Инче Бурун, ведущей в Туркменистан.

Сухопутное сообщение с другими соседями (Турцией, Пакистаном) также не прерывается.

Южнокорейские танкеры вопреки слухам тоже не прекращали перевозки нефти и газового концентрата из Ирана и ведут переговоры с США об исключении из вторичных санкций.

Даже Европа не стремится отказываться от иранских поставок и намерена искать способы минимизации последствий вводимых санкций. Продолжение торговых взаимоотношений с Ираном будет возможно для европейских компаний, которые видят в этом большую выгоду, нежели о взаимоотношениях с США. Иран объявил о готовности вернуться к использованию бартерных схем расчетов со своими торговыми партнерами.

Каким будет следующий ход, и кто выиграет эту партию?

Начало (Часть 1. Китай)