Новости отрасли
Риски цепей поставок: работа над ошибками – Часть 1
Современный опыт мировых компаний в риск-менеджменте.
Управление цепями поставок – сложное и ответственное искусство. Даже проверенные и отлаженные схемы периодически могут давать сбой – такой риск существует всегда. Задача риск-менеджмента – «подстелить соломку», т.е. предсказать и минимизировать последствия сбоев, если уж не удается их вовсе предотвратить. Мы собрали ряд примеров того, как компании проводят «работу над ошибками» в управлении рисками цепей поставок.
Если все яйца в одной корзине
Ранее в этом году марка BMW столкнулась с неприятной ситуацией. Конвейеры встали из-за отсутствия необходимых деталей – рулевых механизмов, которые поставляет известная фирма Bosch. Истинным же виновником сбоя оказалась компания Albertini Cesare, один из подрядчиков Bosch, производящий для рулевых механизмов алюминиевые корпуса. Финансовые проблемы итальянской компании стали причиной задержек в поставке продукции. Не найдя альтернативы поставкам, Bosch выкупил Albertini Cesare у владельцев, тем самым обретя контроль над цепью поставок.
С одной стороны, недостаток сквозной видимости цепи поставок подвел BMW, компания предъявляет претензии к Bosch за потерю потенциальной выручки от продаж, а также за расходы на оплату дополнительных рабочих смен для того, чтобы наверстать выпуск продукции. С другой стороны, поставки «точно в срок» (just in time), позволяющие эффективно оптимизировать использование складских площадей, создают высокий риск срыва выпуска продукции при отсутствии инвентарных запасов или альтернативного поставщика. Недостаточная диверсификация поставок и небрежность мониторинга финансового благополучия контрагентов Bosch привели к незапланированным вложениям и необходимости возмещать ущерб заказчику.
Еще один недавний пример сигнализирует о нежелательности складывать все яйца в одну корзину: сроки выпуска iPhone 8 фирмы Apple могли быть смещены в результате задержек в цепи поставки. Утверждалось, что компания-производитель дисплеев для нового аппарата может не справиться с объемами. Потери потенциальной выручки от продаж могли составить 17 млн. долларов США.
Когда семь верст – не крюк
Компании часто сталкиваются с ограничениями применения отлаженных схем поставок по не зависящим от них причинам – географического, экономического либо политического характера. Оказывается, что самый простой, дешевый или короткий путь теперь чрезвычайно усложнен, перегружен либо небезопасен.
В июле 2017 года Британский аналитический центр в области международных отношений Chatam House опубликовал отчет, в котором утверждается, что мировые цепи поставок продовольствия упираются в 14 «бутылочных горлышек». В число таких проблемных зон входят Суэцкий и Панамский каналы, проливы Босфор, Гибралтар, порты побережья Мексиканского залива и Бразилии, подъездные пути к черноморским портам и некоторые другие объекты.
На помощь приходят, с одной стороны, эффективные системы маршрутизации на базе анализа больших данных, с другой – развитие альтернативной транспортной инфраструктуры в долгосрочной перспективе.
Так, современный логист знает, где находится Сомали, и почему опасно прокладывать маршруты вблизи ее побережья, а РЖД строит железнодорожную ветку Миллерово – Журавка.
В некоторых ситуациях не бывает возможности повлиять на разрыв существующей цепи поставок, но дается время на предварительную подготовку и проработку схем. Пример этого – запланированный на весну 2019 года Брексит. Британский консорциум розничной торговли (BRC) предупредил, что выход из состава Евросоюза повлечет значительное усложнение импортных и экспортных поставок на территории Великобритании, в том числе продовольствия и других товаров. В частности, вместо Единого административного документа (SAD) придется оформлять до десятка разрешительных бумаг.
Нужно ли готовить сани летом?
Наверное, один из самых драматичных и непредсказуемых факторов риска в цепях поставок – стихийные бедствия. Не затрагивая гуманитарную сторону вопроса, отметим, что природные катастрофы – это момент истины при испытании жизнеспособности цепей поставок товаров первой необходимости, продовольствия и строительных материалов. После разрушительных ураганов Харви и Ирма американские компании, такие как Home Depot, Wal Mart и другие, прикладывают максимальные усилия, чтобы обеспечить зоны бедствия всем необходимым для жизнедеятельности и восстановительных работ.
В то же время ставки на перевозку растут, поскольку обратной загрузки транспортным средствам найти не удается: производства, расположенные в зоне бедствия, чаще всего не в состоянии отгружать продукцию.
Аналогичным образом, в результате землетрясения, произошедшего в японской префектуре Куматомо в прошлом году, компаниям Toyota и Sony пришлось приостановить производство из-за нехватки поставляемых из региона комплектующих. Впоследствии Sony сообщила об убытках свыше 1 млрд долларов США.
Но научно-технический прогресс неумолим, и вот уже в сентябре 2017 года 3PL провайдер C.H. Robinson анонсировал выпуск программного обеспечения Navisphere Vision, которое помогает пользователям снизить негативное влияние природных катаклизмов на логистические цепи поставок, используя предиктивную аналитику. Программа способна сопоставлять исторические и статистические данные, предоставленные пользователем, применяя механизмы машинного обучения и искусственный интеллект. На основании полученных результатов Navisphere Vision оценивает риски и не только предупреждает о вероятности наступления кризиса, когда о нем еще никто не подозревает, но и предпринимает меры для минимизации неблагоприятных последствий.