Новости отрасли

Давид VS Голиаф: есть ли шанс у малых логистических компаний?

10.08.2017
картинка Давид и Голиаф

Крупные национальные и международные логистические компании у всех на виду и на слуху. Однако верно ли утверждение, что гиганты отрасли безоговорочно обходят малые компании в битве за клиента?

Высокий уровень удовлетворенности заказчика – это залог долгосрочных партнерских отношений и ключ к успеху любого предприятия. В то же время это очень субъективная категория, для которой ни известность бренда, ни цена не будут являться решающими факторами.

Согласно результатам исследования, проведенного Европейским союзом грузоотправителей среди перевозчиков и экспедиторов в отношении удовлетворенности уровнем сервиса в сегменте морских перевозок, в среднем более высокие оценки получили компании меньшего масштаба, нежели мировые гиганты. По всей вероятности, эта тенденция прослеживается и на других видах транспорта.

Как пишет The Telegraph, малый логистический бизнес зачастую способен выиграть контракт у крупной известной компании за счет большей гибкости, адаптивности и персонализированного подхода. Клиенты склонны доверять небольшим местным компаниям в случаях, когда груз требует, например, особой деликатности, индивидуальной проработки маршрута или более узкого временного интервала доставки – тот случай, когда  потребности клиента не вписываются в стандартные рамки. Получается, что малому логистическому бизнесу для успешного развития необходимо соответствовать повышенным стандартам качества выполнения услуг, более чутко реагировать на потребности клиентов и стремиться наладить не просто партнерские, а даже доверительные отношения с ними.

Наиболее частые заказчики малых логистических фирм – такие же некрупные национальные компании, представители среднего и (реже) малого бизнеса, которым не подходит стандартизированное предложение гигантов отрасли. Бороться же за контракты более крупных заказчиков малым логистическим компаниям непросто: для этого они должны обладать соответствующей технологической базой, обширным опытом, профессиональными компетенциями и безупречной рыночной репутацией. Как ни парадоксально, многие из этих составляющих успеха малые логистические компании могут получить в альянсах с крупными международными и национальными компаниями, заинтересованными в выходе на региональные рынки.

В то же время, совместное исследование Комитета по логистике ТПП России и The Boston Consulting Group показывает, что опрошенные участники рынка отдают примерно равное предпочтение логистическим предприятиям разного масштаба. 

Рисунок. Рейтинг доверия поставщикам логистических услуг

Следовательно, предприятие любого размера способно найти своего клиента. Для того, чтобы извлечь максимум из сложившейся конъюнктуры, эксперты дают следующие рекомендации некрупным логистическим компаниям по развитию бизнеса:

  • провести дифференциацию клиентской базы компании и разработать маркетинговую стратегию работы с разными сегментами клиентов;
  • проанализировать собственные возможности и компетенции;
  • сфокусироваться на одной клиентской группе либо развивать нишевое предложение при наличии уникальных компетенций;
  • разработать новый продукт/услугу для клиентов.

Таким образом, в транспортно-логистическом бизнесе могут сосуществовать компании разного типа. По словам управляющего директора подразделения консалтинговой компании в области логистики Davies & Robson Пола Вильсона, природа логистического рынка крайне изменчива. В этом смысле показателен пример построения логистического бизнеса Amazon.com: то, что представлялось нам огромной транспортной компанией с многотысячным штатом курьеров, на поверку оказывается сетью сотен небольших фирм, каждая из которых оперирует несколькими автомобилями. То есть крупнейший логистический бизнес по сути приводится в действие малыми логистическим компаниями.