Новости компании
Разрушить стену между логистикой снабжения и сбыта: миссия невыполнима?
Кто виноват в излишних транспортных расходах, и что делать, если клиент не готов к тотальному аутсорсингу логистики? Может ли сторонняя организация наладить сотрудничество между подразделениями компании-клиента?
Когда производственные компании принимают решение о способе транспортировки сырья или продукции, немногие из них готовы к самостоятельному взаимодействию с железной дорогой. Причин для этого множество, например, сложность получения подвижного состава при небольшом объеме грузовой базы, трудность планирования при неритмичности отправок, наконец, отсутствие подъездных железнодорожных путей и связанная с этим невозможность получить услугу «от двери до двери». Кто-то вовсе отказывается от железнодорожных перевозок в пользу автотранспорта, другие отдают логистические процессы на аутсорсинг – полностью либо частично, и тогда уже логистическая компания ищет пути оптимизации перевозочного процесса.
Для ряда предприятий центрального региона таким оптимальным вариантом может стать транспортировка, при которой основная часть пути груза проходит по железной дороге, а доставка от склада до железнодорожного терминала либо, напротив, от терминала до получателя осуществляется автотранспортом. При достаточно длинном железнодорожном плече схема оказывается не только жизнеспособной, но и экономически более выгодной.
Скажем, в Московской области есть ряд железнодорожных терминалов – например, Кашира, Щелково, – где некая логистическая компания зарегистрирована как грузоотправитель и грузополучатель: используя возможности этих транспортно-складских комплексов, она помогает клиентам-производственным компаниям организовать доставку грузов по железной дороге. В случае перевозок готовой продукции – забирает товар непосредственно со склада, довозит до терминала, перегружает в вагоны и отправляет на станцию назначения. И напротив, есть клиенты, для которых она осуществляет прием вагонов на железнодорожной станции, выгрузку и доставку груза до производства.
В первом случае логистический оператор выступает одним из звеньев цепи поставок готовой продукции, а во втором – завершающим звеном цепи поставок сырья на производство, такой «сырьевой последней милей».
Что интересно, для многих производителей логистический провайдер мог бы совмещать эти функции на взаимовыгодных условиях. Однако чаще всего услуги по доставке на производство сырья и по вывозу готовой продукции компании вверяют разным исполнителям.
Почему так происходит?
В подавляющем большинстве крупных производственных компаний, не готовых полностью отдать логистику на аутсорсинг, за эти процессы – снабжение и сбыт – отвечают разные подразделения, они курируются разными руководителями, между собой абсолютно не взаимосвязаны и работают с разными подрядчиками. В этом случае отсутствие налаженных диагональных и горизонтальных связей между подразделениями организации становится препятствием для повышения эффективности рабочих процессов, в частности, логистики всего предприятия.
Если же у компании-клиента есть осознание того, что логистика снабжения и сбыта – это звенья единой цепи поставок предприятия, то вполне оправданным шагом становится передача логистических процессов по завозу сырьевых материалов и вывозу готовой продукции в руки одной проверенной компании-подрядчика. Такой подход имеет явные преимущества:
-
при почти двукратном увеличении объемов перевозок (с учётом завоза и вывоза) логистическая компания имеет возможность предоставить клиенту ощутимый дисконт;
-
комплексный подход к транспортно-логистическому обеспечению производства позволяет оптимизировать использование ресурсов, минимизировать порожний пробег и простой транспортных средств, что также ведет к заметной экономии;
-
сокращение количества подрядчиков снижает и объем бумажной работы;
-
сотрудничество с проверенным подрядчиком на постоянной основе позволяет лучше контролировать риски цепей поставок.
В конечном итоге снижение транспортной составляющей в стоимости продукции – это один из факторов повышения конкурентоспособности предприятия на рынке, а грамотно выстроенная логистика позволяет не упустить такую возможность.
Остается единственная задача: убедить в этом и отдел снабжения, и отдел сбыта.