Новости отрасли
Топ-25 цепей поставок и три секрета их успеха по версии Gartner
Лидером третий год подряд назван Unilever, а McDonalds с титулом общепризнанного мастера отправлен на скамью запасных.
Пока мы рассказывали об успехах Макдоналдса в цифровой трансформации логистических цепей, исследовательское агентство Gartner обнародовало свой ежегодный рейтинг 25 ведущих компаний в сфере цепей поставок 2018 года, в котором фастфуд-империи уже не досталось места.
Так, третий год подряд список возглавляет Unilever, дальше идут Inditex, Cisco, Colgate-Palmolive и Intel. После трехлетнего перерыва в рейтинг вернулась Home Depot, а Novo Nordisk и Adidas вошли в топ-25 впервые.
Топ-25 цепей поставок в 2018 году по версии Gartner выглядит следующим образом:
Место | Компания | Изменение c 2017 года |
---|---|---|
1 | Unilever | (0) |
2 | Inditex | (+1) |
3 | Cisco Systems | (+1) |
4 | Colgate-Palmolive | (+5) |
5 | Intel | (+1) |
6 | Nike | (+2) |
7 | Nestlé | (0) |
8 | PepsiCo | (+3) |
9 | H&M | (-4) |
10 | Starbucks | (0) |
11 | 3M | (+1) |
12 | Schneider Electric | (+5) |
13 | Novo Nordisk | |
14 | HP Inc. | (+5) |
15 | L’Oréal | (+5) |
16 | Diageo | (+7) |
17 | Samsung Electronics | (+8) |
18 | Johnson & Johnson | (-5) |
19 | BASF | (-3) |
20 | Walmart | (-2) |
21 | Kimberly-Clark | (0) |
22 | The Coca Cola Co. | (-8) |
23 | Home Depot | |
24 | Adidas | |
25 | BMW | (-3) |
Рейтинг публикуется 14-й год, и в него, по словам Стэна Аронова, вице-президента по исследованиям Gartner, входит «впечатляющая группа лидеров, у которых есть, чему поучиться». Эксперт назвал 2017 год периодом здорового роста, хотя и отметил перегретую торговую риторику. Что касается 2018 года, по мнению Аронова, он ознаменован усилением протекционизма, в частности, со стороны Великобритании и США, что влечет переоценку и реструктуризацию сетей поставок многих предприятий. Заметна и тенденция создания доступного товарного запаса в разных географических регионах, повышение расходов на логистику и оплату труда. Наиболее прогрессивные цепи поставок эффективно управляют этими рисками и продолжают показывать стабильно высокие результаты.
Долговременный лидер цепей поставок Макдональдс в этом году удостоился звания «мастера» наряду с Apple, P&G и Amazon – в эту категорию входят компании, долгое время представленные в рейтинге, однако отсутствующие в текущей «табели о рангах».
По традиции ежегодно Gartner выделяет 3 ключевые тенденции, характеризующие цепи поставок лидеров года и позволяющие им опередить конкурентов. Что же по мнению аналитиков компании определяет успех логистических цепей в 2018 году?
Фокус внимания на покупательском опыте
В понятие покупательского опыта Gartner вкладывает впечатление и эмоции от покупки, а также совокупный эффект от всех взаимодействий с компанией – ее сотрудниками, коммуникационными каналами, системами и продуктами. Сами компании подтверждают, что опыт взаимодействия с цепями поставок сильно влияет на клиентов. Все просто: доставка с опозданием приносит разочарование, а в срок – удовлетворение.
Ведущие цепи поставок используют цифровые инструменты взаимодействия с клиентами, чтобы лучше понять их потребности, опыт использования продукции и прогнозировать дальнейший спрос, а также обеспечивать быстрое реагирование на проблемы любого характера задолго до их эскалации.
Масштабная цифровизация цепей поставок
Флагманы рынка уже перешли от стадии экспериментов к внедрению наиболее удачных цифровых решений в цепи поставок на производстве, складах и в службах поддержки. Помимо автоматизации складских и логистических операций, наблюдается бум цифровизации клиентского сервиса – компании применяют новые технологии автоматизации бизнес-процессов с использованием программных роботов: обучаемого искусственного интеллекта, умных чат-ботов, которых можно спутать с человеком.
Переход к цикличности цепей поставок
Лидирующие компании восприняли модель устойчивого развития. Сегодня прогрессивные цепи поставок практикуют подход, основанный на концепции жизненного цикла, и оценивают общее влияние на окружающую среду продуктов и операций по всей длине цепи поставок, стремясь минимизировать негативные факторы своей деятельности.
В Gartner отмечают, что подобное стремление к «циклической экономике» может быть вызвано разными мотивами: это и альтруистичное желание «сделать лучше» для экологии и общества в целом, но также и прагматичное намерение отстроиться от конкурентов. Как бы ни было, многие компании стали утилизировать и повторно использовать старые компоненты в новых продуктах, тем самым продлевая жизненный цикл оборудования, и это является частью более широкой стратегии «циклической экономики» их бизнеса.