Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом
Утверждены
приказом Минтранса России
от 26 сентября 2016 г. N 281
- Настоящие Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; 2014, N 6, ст. 566, N 23, ст. 2930, N 49 (ч. 6), ст. 6928; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 56, N 14, ст. 2021; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4160) (далее - Устав) и определяют условия перевозок железнодорожным транспортом грузов насыпью и навалом.
- К перевозке железнодорожным транспортом насыпью и навалом допускаются грузы, перечень которых утвержден приказом Минтранса России от 19 сентября 2013 г. N 294 "Об утверждении Перечня грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом" (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2014 г., регистрационный N 31179), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 17 февраля 2015 г. N 23 (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2015 г., регистрационный N 36325).
- Перевозка грузов насыпью и навалом осуществляется с учетом физических свойств, гранулометрического состава, геометрических размеров и упаковки грузов.
- Насыпью перевозятся грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих твердых частиц в форме порошка, зерен, гранул, капсул, кусков, обладающих подвижностью (сыпучестью).
- Навалом перевозятся грузы, погрузка которых производится с укладкой или без укладки в вагоне, которые по своим физическим свойствам не могут быть отнесены к насыпным грузам, например, лом и отходы, брикеты, мелкие металлические изделия (гайки, подкладки, шурупы), лесные грузы.
- Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и выдувания, перевозятся насыпью и навалом в универсальных крытых вагонах и в специализированных крытых вагонах, а также в специализированных контейнерах.
Грузы, перевозимые навалом в крытых вагонах, должны перевозиться только с дверными заграждениями, установленными перевозчиками, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями, если погрузка обеспечивается грузоотправителем. Для предотвращения непосредственного воздействия грузов на двери крытого вагона допускается в качестве заграждений дверных проемов применение щитов из досок, горбыля или заграждения из иных материалов.
Перевозка указанных в абзаце первом настоящего пункта грузов производится в полувагонах в упакованном виде (например, мягкие контейнеры разового применения, вагонные вкладыши) в соответствии со стандартами и техническими условиями на данный вид перевозимой продукции, если Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов на открытом железнодорожном подвижном составе, перевозка этих грузов допускается на открытом подвижном составе.
- Грузы, не требующие защиты от атмосферных осадков, перевозятся навалом и насыпью в открытом железнодорожном подвижном составе, в том числе в специализированных открытых вагонах.
Перевозка грузов в специализированных открытых вагонах, в том числе с глухим кузовом, производится при наличии у грузополучателей средств разгрузки таких вагонов, о чем в транспортной железнодорожной накладной делается соответствующая отметка1.
- Перевозка насыпных и навалочных грузов, сформированных в транспортные пакеты, осуществляется в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в транспортных пакетах, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 23 (зарегистрирован Минюстом России 20 июня 2003 г., регистрационный N 4807).
- Вагоны, подаваемые для перевозки насыпных и навалочных грузов, должны иметь исправные кузова, загрузочно-выгрузочные устройства, крышки загрузочных и разгрузочных люков с уплотнениями, исключающими просыпание грузов, а также исправные запорные механизмы и исправные устройства блокировки, предотвращающие открывание люков и дверей без нарушения запорно-пломбировочных устройств, очищенные от остатков ранее перевозимых грузов.
В целях выполнения требований безопасности движения и экологической безопасности при перевозке грузов мелкой фракции перевозчик или грузоотправитель, осуществляющий погрузку груза, обязан обеспечить его сохранность с исключением просыпания в пути следования.
- Перевозка зерновых грузов влажностью до 17% включительно, зернобобовых культур до 17%, проса до 15%, семян масличных культур до 10%, семян подсолнечника до 8% производится на общих условиях в соответствии со статьей 3 Устава.
Перевозка грузов, указанных в абзаце первом пункта 11 настоящих Правил, с более высокой влажностью допускается на особых условиях в соответствии со статьей 8 Устава.
- Грузы, подвергающиеся смерзанию, должны подготавливаться к перевозке и перевозиться в соответствии с настоящими Правилами и с учетом особенностей, предусмотренных Правилами перевозок железнодорожным транспортом смерзающихся грузов, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 20Ц (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 1999 г., регистрационный N 1786), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 12 декабря 2008 г. N 211 (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2009 г., регистрационный N 13206).
--------------------------------
1 Правила заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный N 4819), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 25 декабря 2007 г. N 196 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2008 г., регистрационный N 10971), от 3 октября 2011 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2011 г., регистрационный N 22019).