Новости отрасли

Обрушится ли логистика США вслед за балтиморским мостом?

05.04.2024
Изображение NTSBgov, Public domain, via Wikimedia Commons

Последствия столкновения контейнеровоза с опорой моста в Балтиморе спустя 10 дней представляются менее катастрофичными для североамериканской логистики.

Инцидент с обрушением моста Фрэнсиса Скотта Ки в Балтиморе, вызванный столкновением судна MV Dali с опорой моста 26 марта 2024 года, может привести к существенным изменениям цепей поставок.

Мост Фрэнсиса Скотта Ки — стальная арочная конструкция, перекинутая через нижнее течение реки Патапско, внешнюю гавань порта Балтимор. Мост имел протяженность 2,57 км и был юго-восточным сегментом объездной дороги вокруг города Балтимор. По нему проходила двухполосная платная межштатная автомагистраль I-695 (Мэриленд) — одна из основных трасс по маршруту между Нью-Йорком и Вашингтоном.

В результате инцидента 10 судов, включая тот, что вызвал аварию, оказались заблокированы в порту, а морской порт Балтимора, девятый по объемам обработки грузов в США, полностью прекратил работу.

Непосредственно после инцидента экономические последствия обрушения моста Фрэнсиса Скотта Ки представлялись запредельными: эксперты опасались, что будет серьезно затронута не только региональная логистика Соединенных Штатов, но и международная торговля. Американская пресса пишет, что только прямой ущерб от разрушения моста составляет около 81 млрд долларов.

Аналитическая группа Dun&Bradstreet оценила ущерб от закрытия порта для торговли примерно в 1,7 млрд долларов в неделю на основе стоимости потребительских товаров, автомобилей, угля и других грузов, которые проходили через порт в 2023 году. Всего за прошлый год в этой морской гавани было обработано 52,3 млн тонн грузов на сумму около 80,8 млрд долларов.

107 судов планировали судозаходы в порт Балтимора в ближайшие недели, а у ряда крупных компаний, таких как Amazon, FedEx и BMW, в этом регионе находятся склады и инфраструктура. Не может принимать поставки топливное хранилище порта Балтимора: разрушенный мост был единственным разрешенным маршрутом для перевозки опасных грузов.

Логистические компании работают над принятием срочных мер по перераспределению грузов и обеспечению непрерывности поставок.

В настоящее время суда перенаправляются в другие порты восточного побережья США. Так, портовые администрации Нью-Йорка, Нью-Джерси и Вирджинии заявили, что координируют усилия с коллегами из Мэриленда, чтобы справиться с увеличенным потоком грузов. Порты штата Джорджия находятся дальше, но и они могут стать альтернативой для грузоотправителей. Компании MSC и Maersk уже используют порт в Филадельфии. Управление портов штата Джорджия выпустило заявление, в котором говорится, что они не ожидают значительного роста трафика в связи со сложившейся ситуацией, но при необходимости готовы принять дополнительные суда.

Перенаправление грузов в другие порты неизбежно увеличивает транспортные расходы грузоотправителей и логистических операторов. Несколько крупных контейнерных линий, в том числе CMA CGM, Cosco Shipping и Evergreen Marine, уже объявили о форс-мажоре, что означает, что они не будут возмещать расходы на дополнительную транспортировку к альтернативным портам.

Однако перенаправление в другие порты грозит не всем судам: спустя 8 дней после аварии компания Tradepoint Atlantic, управляющая терминалом по другую сторону моста, приняла первое RoRo-судно Wolfsburg с грузом для Volkswagen.

Несколько морских терминалов порта Балтимора принимают грузовой автотранспорт. Однако, чтобы попасть на эти терминалы, водителям приходится пользоваться объездными маршрутами. Объезд добавляет к поездке от 20 минут до часа времени и дополнительные расходы на топливо.

Участники транспортного рынка сходятся во мнении, что в ближайшее время – от 3 месяцев до полугода – основной проблемой в регионе будет поиск грузового транспорта по приемлемым тарифам из-за увеличенного спроса на автоперевозки в регионе.

В целом, коллапса не ожидается, но логистам и менеджерам по управлению цепями поставок в Балтиморе и окрестностях следует готовиться к значительным задержкам поставок, увеличению расходов на транспортировку и скачкам закупочных цен на товары и сырье, считают эксперты.