Новости отрасли
Что нового? Февраль 2024
- ТОР в Хабаровском крае активизирует логистические проекты;
- Таможня «оцифрует» участников ВЭД;
- В 2024 году беспилотники будут ездить по трассе М-11 «Нева» бесплатно;
- Спрос на железнодорожный транзит через Россию растет;
- Дальний Восток поделился контейнерным трафиком с Балтикой и Азово-черноморским бассейном;
- В России построят взлетно-посадочную полосу из алюминия.
ТОР в Хабаровском крае активизирует логистические проекты
По состоянию на 1 января 2024 года в Хабаровском крае инвестпроекты реализуют 101 резидент территории опережающего развития (ТОР) «Хабаровск» и 25 резидентов свободного порта Владивосток (СПВ) – такой эффект дает разворот деловой активности на Дальний Восток. Прирост частных инвестиций в 2023 году составил 88,1 млрд рублей. По информации пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики около 40% частных инвестиций в рамках режимов ТОР и СПВ приходится на транспортно-логистическую отрасль.
Так, два проекта в сфере логистики – создание логистического комплекса OZON и восстановление речного порта в Комсомольске-на-Амуре – принесли почти пятую часть инвестиций в крае по результатам 2023 года.
Кроме того, по словам заместителя председателя правительства края, министра экономического развития края Виктора Калашникова, в регионе планируется строительство логистического центра федерального ретейлера «Пятерочка». Строительство складского комплекса рассматривает Wildberries. В Николаевске-на-Амуре новый резидент ТОР приступил к модернизации портовых мощностей под создание на Амуре международного транспортно-логистического комбинированного коридора «река-море» с перевалкой грузов через порты в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре.
Вдоль новых транспортно-логистических коридоров локализируются производства: создается сборочное производство автобусов, производство композитных материалов и строительство маломерных судов.
Таможня «оцифрует» участников ВЭД
В 2024 году ФТС России планирует запуск и внедрение модели «цифрового двойника» каждого участника ВЭД, сообщает пресс-служба ведомства.
Как ранее пояснял в интервью «Коммерсанту» ВРиО руководителя ведомства Руслан Давыдов, ФТС России обладает массивом данных обо всех компаниях, подававших декларации с 2013 года, который включает совершаемые операции, номенклатуру перевозимых товаров, историю правонарушений.
На конец 2023 года ФТС отнесла к низкому уровню риска13 тыс. компаний. К таким участникам ВЭД контрольные меры применяются в 6-8 раз реже, чем к высокорисковым компаниям. С октября 2023 года ФТС расширила технологию автовыпуска товаров на компании среднего уровня риска.
Также в 2024 году ведомство создаст единую интегрированную систему управления рисками до и после выпуска товаров.
В 2024 году беспилотники будут ездить по трассе М-11 «Нева» бесплатно
До конца года на трассе М-11 «Нева» не будет взиматься плата за проезд с беспилотных грузовиков.
При помощи льготы планируется увеличить привлечь дополнительные объемы грузов для беспилотных перевозок и расширить число участников эксперимента.
Коммерческие перевозки беспилотными грузовиками по трассе М-11 стартовали 14 июня 2023 года. На данный момент беспилотниками пройдено более 1,8 млн километров и перевезено более 181 тысячи кубометров груза. Рейсы выполняют 6 беспилотных КамАЗов и три автомобиля компании «Сберавтотех». К концу текущего года по трассе М-11 будут одновременно курсировать 43 беспилотника.
На первом этапе проекта используется механизм субсидирования перевозчиков с целью стимулирования участников для проверки бизнес-моделей беспилотной перевозки в условиях приближенных к массовой эксплуатации.
Спрос на железнодорожный транзит через Россию растет
Интерес к железнодорожным маршрутам через Россию возрос, пишет ИА «РЖД-Партнер». Экспедиторы сообщают о резком увеличении запросов и бронирований на маршрут через Россию, поскольку грузоотправители ищут альтернативные способы транспортировки товаров из Китая в Европу на фоне ситуации в Красном море. ЕС разрешает перевозку санкционных товаров по железной дороге через Россию (автомобильные перевозки санкционных продуктов запрещены), кроме того, железнодорожные перевозки дешевле авиационных и быстрее морских: путь занимает от 14 до 25 дней.
По словам представителя голландской логистической компании Rail Bridge Cargo, количество бронирований железнодорожных маршрутов Китай – Европа выросло на 37% за последние четыре недели. При этом от перевозки через РФ «отказываются только те клиенты, у которых есть этические проблемы с Россией».
Альтернативный маршрут без участия России – так называемый «средний коридор» – из Китая через Казахстан в Турцию через Каспийское море несколько дольше, 26 – 29 дней. Таким маршрутом, например, пользуется австрийский оператор OBB Rail Cargo Group из-за опасений клиентов по поводу санкций.
Стоимость отправки одного сорокафутового контейнера из Китая в Европу по железной дороге в настоящее время составляет около $7900. Эксперты полагают, что проблемы, связанные с маршрутом через Красное море, будут продолжаться в течение 2024 года, и компании будут вынуждены перестраивать свои логистические цепи.
Дальний Восток поделился контейнерным трафиком с Балтикой и Азово-черноморским бассейном
По итогам 2023 года в России наблюдается незначительное перераспределение контейнерного потока между Дальним Востоком и другими направлениями. Так, по данным логистической компании Novelco в 2022 году на Дальний Восток приходилось 56% трафика, то в 2023 году – менее 52%. При этом доля Балтийских и Азово-Черноморских терминалов увеличилась.
Контейнерооборот портов Азово-Черноморского бассейна растет за счет увеличения объемов внешнеторговых отношений с Турцией, в то время как Балтийский бассейн восстанавливается после спада 2022 года.
В прошлом году через российские порты в импортном сообщении проследовало чуть более 2 млн TEU (+18% к 2022 году), в экспортном – 1,7 млн TEU (+6%).
В России построят взлетно-посадочную полосу из алюминия
Первую экспериментальную взлетно-посадочную полосу из алюминия построят в России при участии «Русала», инвесткомпании Mass group и ГК «Сиал», говорится в сообщении «Русала». Такие полосы рассчитаны на развитие аэродромной инфраструктуры для малой авиации и повышение транспортной доступности, в том числе удаленных и труднодоступных районов.
Для строительства экспериментальной алюминиевой ВПП длиной 600 м потребуется 300 т упрочненного алюминиевого сплава.
В «Русале» подсчитали, что стоимость полноценной алюминиевой ВПП с учетом логистики, монтажных и эксплуатационных затрат будет на 15–20% дешевле, чем бетонной.
В качестве возможных вариантов локации экспериментальной ВПП рассматриваются несколько действующих аэродромов в Сибири и на Дальнем Востоке. Малая авиация для значительной части этих территорий является безальтернативным видом транспорта.